Интерьеры общественных зданий. Город Челябинск
Интерьеры… С точки зрения архитектора, подход к организации внутреннего пространства может быть различен. Один из вариантов — полное соответствие стилистического решения фасада и внутреннего убранства помещений. Или другой вариант, когда фасад выполнен в одном стиле, а интерьер представляет собой симбиоз стилей, технологий и материалов — т. е. живет самостоятельной жизнью.
Бурное развитие строительной индустрии России ХХ1 века — явление неоспоримое. Москва и Петербург — давно признанные «законодатели мод» в области реализации новых технологий, своеобразное «поле испытаний» заморских материалов и неизвестных конструкций. Неоспоримо и то, что эти «новшества» вовсю применяются во многих российских городах. Прокомментировать ситуацию в области архитектуры и дизайна в крупнейшем промышленном центре России, городе Челябинске, мы попросили архитектора, члена Союза дизайнеров России и Совета Союза дизайнеров России, председателя правления Челябинского отделения Союза дизайнеров России, директора Городского дизайн-центра А. В. ТИМАРЦЕВА.
— Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, как влияет развитие строительной индустрии на облик Челябинска.
— Интеграция нашей страны, в том числе и Челябинска, в общемировые процессы дала мощный импульс в области строительства и всему, что связано с ним. За последние несколько лет в Челябинске появились предприятия, производящие строительные и отделочные материалы, мебель и другое оборудование европейского качества. Значительно повысился уровень строительных и отделочных работ. Осваиваются новые материалы и технологии в строительстве и отделке. Архитекторам все это дает очень широкие возможности для творчества. Растет качество архитектуры — соответственно, меняется облик нашего города. Все больше появляется необычных, спорных, но, тем не менее, интересных объектов.
— Какие объекты в Челябинске, с Вашей точки зрения, интересны в плане архитектуры внешнего и внутреннего убранства?
— В Челябинске работают несколько проектных институтов, компаний и фирм, реализация работ которых позволяет говорить о появлении архитектуры и дизайна в нашем городе. На мой взгляд, заслуживает внимания торговый комплекс «Синегорье» (проект ГПИ ПК «Челябинскгражданпроект»), который представляет собой сооружение в виде нескольких огромных стеклянных пирамид, композиционно напоминающих гигантский голубой кристалл. Контектстом в этом объекте являются знаменитые Уральские горы. Объект выполнен в стиле hi-tech — сочетание тонированного стекла и металла. Это достаточно знаковый объект для Челябинска, т.к. он находится на привокзальной площади и является своеобразной визитной карточкой города. В этом же месте расположен комплекс железнодорожного вокзала, реконструкция которого закончена недавно (дизайн-концепция реконструкции интерьеров и экстерьера — Городской дизайн-центр). Здесь в большей мере применены уральские отделочные материалы: гранит, мрамор, змеевик, яшма и другие. Вокзал был построен 40 лет назад в стиле конструктивизма и является гордостью южноуральцев.
Совершенно иначе решен интерьер банка «КредитУралБанк», расположенного в строящемся бизнес-центре «Аркаим-плаза» (проект — ЗАО «Архдизайн», дизайн интерьеров — Городской дизайн-центр).
Здание банка тоже выполнено в стиле hi-tech с использованием оригинальных инженерных и конструктивных решений. Архитектура фасада стилистически повторяется в интерьере: это наклонные плоскости витражей, колонны, решенные в виде треугольных пилонов, подвесной потолок с треугольным светильником над треугольной операционной стойкой. В отделке фасадов и интерьеров ипользованы алюминий, тонированное стекло, гранит, мрамор, на стенах — фактурная штукатурка.
Еще один объект хотелось бы отметить — это реконструкция здания Главпочтамта (проект — ГПИ ПК «Челябинскгражданпроект»), одного из немногих примеров удачного архитектурного решения, памятника архитектуры конструктивизма 30-х годов.
— Какие современные отделочные материалы, в том числе местного производства, применяются в Уральском регионе?
— На строительном рынке нашего региона за последние годы появилось много новых материалов. Как я упоминал выше, некоторые предприятия уже сами освоили выпуск высококачественных материалов, а какие-то занимаются поставками и монтажом импортных. Для отделки внутреннего пространства часто применяется гипсокартон с последующей покраской или оклейкой рулонными декоративными покрытиями. Широкое распространение получили композитные материалы с различными фактурами, подвесные и натяжные потолки, полиуретановые детали для архитектурного декора, активно используется алюминий, нержавеющая сталь, керамогранит, пробка и другие.
Если говорить о местных материалах, то в отделке используются, конечно, знаменитые уральские декоративные камни: гранит, мрамор, змеевик, яшма, — у этих камней неповторимый природный рисунок. Они применяются для отделки стен, потолков, изготовления деталей интерьера, художественных изделий.
В некоторых интерьерах применяется чугунное литье, ковка, керамические материалы и изделия, художественные витражи, древесина ценных пород и другие натуральные материалы, но это уже в дорогих, эксклюзивных объектах.
— Фасад и интерьер здания — должны ли они совпадать по стилю?
— С точки зрения академического подхода к проектированию, стилистическая идея должна пронизывать весь объект. Без сомнения, если надо спроектировать уникальный объект, то всё должно быть выдержано в едином стиле. Возможен и другой вариант, когда экстерьер и интерьер построены на контрасте, но это происходит обычно при реконструкции. Например, архитектура здания решена в классическом стиле, а внутри — минимализм или hi-tech.
Если говорить о национальном русском или российском стиле в современной архитектуре и дизайне, то его просто нет, т. к. архитектура и дизайн — явление интернациональное.
— Сейчас много стекла применяют на фасадах. Как это влияет на внутреннее убранство в интерьере?
—Действительно, сейчас в России очень популярны так называемые фасады-хамелеоны. Фасад, выполненный из тонированного стекла с зеркальным эффектом, становится разным в зависимости от изменения отражения окружающего здание пространства. Впечатляющий эффект! Интерьер в данном случае не виден снаружи, и его стиль может быть разным. Если остекление фасадов прозрачное, то интерьер играет активную роль в архитектурном облике здания, особенно, в темное время суток. Это уже световая архитектура и дизайн.
— Как строятся взаимоотношения дизайнер — заказчик?
— Отношения строятся непросто. Если заказчик достаточно культурен, экономически состоятелен, понимает, для чего ему нужен архитектор или дизайнер, то ему остается только выбрать профессионального проектировщика. Как правило, в таких случаях взаимоотношения складываются замечательно, и сотрудничество может продолжаться достаточно долго. К сожалению, такой альянс случается не часто.
Кто-то сказал, что архитектура и дизайн — прерогатива культурно развитых сообществ со стабильной политикой и экономикой. Думаю, с этим многие согласятся. Поэтому, вперед, к настоящей архитектуре и дизайну!
Автор: Якобюк Наталия Дата: 08.10.2004 Журнал Стройпрофиль 6-04 Рубрика: отделочные материалы. интерьеры Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |