Публикации »

Световая живопись на фоне города

В качестве примера можно сказать, что только предприятием «Светосервис» за эти годы в Москве создано более четырехсот осветительных установок архитектурного освещения различных объектов. Это доминанты города, мосты, набережные, центральные площади, вокзалы, театры, музеи, церкви, монастыри, памятники, государственные и коммерческие учреждения, спортивные сооружения и т.д. Разнообразие освещаемых объектов по назначению, размерам, архитектурным стилям, времени застройки, местоположению в городе требовало и различных решений при размещении установок архитектурного освещения. Наиболее значимые объекты: Останкинская телебашня и Шуховская радиобашня, Андреевский и Киевский пешеходные мосты, автомобильные мосты через р. Москву (Каменный, Крымский, Бородинский и др.) и р. Яузу. Например, в 2001 г. главный пролет Краснолужского моста, памятника архитектуры начала ХХ в., перемещен вверх по течению р. Москвы в районе Киевского вокзала и преобразован в пешеходный между двумя набережными. В основу всех проектных решений положен принцип единства архитектуры объемно-пространственной и световой композиции. Так, пешеходный уровень моста, трактованный как анфилада залов и галерей, объединенных общим светопрозрачным покрытием на каждом отрезке моста, имеющем свою особенную характеристику и свое пластическое решение, получил соответствующее решение и в части светового оформления. Для освещения внутреннего пространства была выбрана форма светильника в виде шара, как наиболее гармонирующая с конструктивными элементами моста. Тема шаров-светильников различного размера и конструктивного исполнения доминирует на всем протяжении моста и на подступах к нему. Своеобразную интерпретацию та же тема получает и в пределах трех нарядных лестничных сходов с пешеходного уровня к опорам. Здесь по обе стороны лестниц обрамленные гранитом уступы несут световые грибы-полушария, подчеркивая ритм движения идущих по лестнице пешеходов. Аналогичные грибы-полушария, только с золотистым прозрачным рассеивателем, установлены у подножия гранитных береговых опор по дуге набережной. Особенностью новых пешеходных мостов является слитное восприятие наружного и внутреннего их освещения. Световые короба, следуя изломам контура светопрозрачной галереи, формируют абсолютно оригинальный образ. В световом коробе протянут шлейф-кабель с маломощными лампами накаливания. Остальные элементы моста подчеркнуты «холодным» светом. Устои моста и горизонтальные фермы над р. Москвой освещаются галогенными лампами. Лестничный спуск на Бережковскую набережную и пролеты над проезжей частью подчеркнуты современными люминесцентными светильниками. Люминесцентными же светильниками с зеркальными отражателями очерчен контур металлической арки. Здесь системы наружного и внутреннего освещения как бы соединяются, подчеркивая одновременно мощь и легкость металлоконструкций. Основные концептуальные решения архитектурного освещения моста были разработаны под творческим руководством академика архитектуры Ю. П. Платонова (фото 1). При проектировании освещения Раушской набережной была также осуществлена разработка освещения ряда зданий для создания единой градостроительной композиции на набережной р. Москвы, расположенной в центре города и имеющей богатое историческое прошлое. Здания, расположенные на набережной, отличаются не только своим назначением, но и принадлежностью к различным историческим эпохам, разным архитектурными стилями. При разработке концепции архитектурного освещения приоритетным фактором служило восприятие панорамы набережной с противоположного берега: со стороны Москворецкой набережной и прилегающих мостов — Москворецкого и Большого Устьинского. Такой подход позволил создать единый световой ансамбль, объединенный рекой, отражающей в своих водах огни набережной. На набережной расположены здания, являющиеся памятниками архитектуры. Церковь Николы Заяицкого, самое древнее из освещаемых зданий набережной, сооружена в слободе заяицких казаков в XVIII веке по проекту архитектора Д.В. Ухтомского. Великолепный храм и грандиозная сорокапятиметровая колокольня в стиле барокко обрамлены протяженным, строгим в архитектурном отношении, лабазом и богато декорированной кованой оградой. Традиционные для культовых сооружений проектные решения осветительной установки позволили подчеркнуть архитектурные особенности зданий, выделить наиболее выразительные фрагменты и детали, наполненные символическим смыслом. Исторически с 1886 г. «Общество электрического освещения» начало своеобразную «экспансию» набережной. Была сооружена МОГЭС № 1 (арх. Н. П. Басин Н. П., инж. Н. В. Смирнов), в 1924 г. — котельная (арх. И. В. Жолтовский), ряд административных зданий начала ХХ века. Архитектурное освещение зданий ГЭС удачно подчеркнуло оригинальность форм промышленно- го конструктивизма. Особенный интерес представляет производственный корпус с дымящимися трубами, преобразившийся с помощью света в многопалубный пятитрубный корабль. Разнообразие используемых приемов освещения, осветительных приборов, источников света позволило сформировать необычайно живописную ночную панораму Раушской набережной: применялись отечественные и импортные осветительные приборы с энергоэффективными разрядными источниками света; светотехнический расчет проводился с помощью компьютерной программы с учетом требований СНиП 23-05-95 по средней яркости фасадов. Выполненные за эти годы, работы пробудили интерес в других городах — к специалистам «Светосервиса» обращаются муниципальные власти различных регионов России и стран СНГ. В городах Крайнего Севера, Норильске, Ханты-Мансийске, Когалыме, Сургуте, действует или вводится в строй целый ряд осветительных установок архитектурного освещения. Как пример может быть приведена осветительная установка здания телерадиокомпании «Югра», г. Ханты-Мансийск (фото 2). Архитектурное освещение Вологодского Кремля и прилегающих к нему исторических объектов получило высокую оценку жителей города. В г. Череповец введены в действие осветительные установки архитектурного освещения Храма Рождества Христова, Октябрьского вантового моста через реку Шексну и ряда зданий. Выполнены работы по архитектурному освещению терема и вотчины Деда Мороза в г. Великий Устюг. Работы по архитектурному освещению ведутся в Казани, Белгороде, Сочи, Омске, Душанбе. Эту географию работ можно продолжить, поскольку архитектурное освещение постепенно становится популярным во многих городах России. Большинство предприятий, занятых архитектурным освещением, использует осветительные приборы, учитывая как экономические, так и технические параметры. В первую очередь применяются осветительные приборы, выпускаемые Московским опытным светотехническим заводом, Лихославльским заводом «Светотехника», московской фирмой «Световые технологии» и др. отечественными предприятиями. Из зарубежных широко используются изделия итальянских фирм SBP, LEG. ILLUM., iGuzzini; немецких фирм BEGA, MEYER, Simens и т. д. Источники света приобретаются у немецких ламповых фирм: OSRAM, BLV, Radium, SYLVANIА. С появлением современных наукоемких средств освещения расширяются и возможности проектировщиков, позволяющие разнообразить световую палитру как по распределению яркости в поле зрения, так и по спектральному составу излучения. Все более популярным в архитектурном освещении становится использование цвета и динамики перемещения света в пространстве и во времени.

Автор: Н. С. Перова, к. т. н., ЗАО НПСП «Светосервис»
Дата: 12.11.2002
Журнал Стройпрофиль №8
Рубрика: ***

Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной.




«« назад