М. Рейнберг: "Развитие Петербурга - в его обновлении"
Проблемы восстановления и развития городов, применения современных технологий и материалов сейчас, как никогда, актуальны в России. В прошлом году Петербург, отметивший свое 300-летие, предстал перед жителями и гостями города обновленным.
К юбилею были построены и отреставрированы многие объекты. Сегодня существует несколько точек зрения на дальнейшее развитие нашего города. О том, какой жизнью живет современный Петербург, мы попросили рассказать заслуженного архитектора России, советника РААСН Марка РЕЙНБЕРГА - автора многих проектов и нескольких построек в нашем городе.
- Как на сегодняшний день развивается архитектура Петербурга?
- Главный принцип, по которому должен развиваться Петербург, - жить в наше время. Он должен жить и строиться, в том числе и в его исторической части - святая святых Петербурга. Должны возникать новые здания, гармонично вписывающиеся в сложившийся образ города.
Вторая сцена Мариинского театра (конкурсный проект)
Петр I, заложив город, внес европейскую архитектуру в Россию. Пригласив немцев, голландцев, итальянцев, он создал нечто совершенно новое, передовое для строительства. На протяжении десятилетий архитектура Петербурга развивалась в тесной взаимосвязи с европейской. У Петербурга есть традиции, и одна из главных в том, что наш город постоянно обновляется… В начале девятнадцатого века Невский проспект начал полностью перестраиваться. До этого здесь были двухэтажные халабуды, но потом Воронихин построил Казанский собор, подобного которому в России еще не было. Вероятно, в сегодняшних условиях Воронихин не сумел бы реализовать свой проект.
Сейчас ведется много разговоров в отношении регламентации творческих решений и зачастую отрицается все новое…
- Но ведь существует сложившийся облик центрального Петербурга, ставший визитной карточкой нашего города во всем мире. Вы не боитесь его нарушить?
- Я придерживаюсь того мнения, что наш город должен быть созвучен времени, - это гораздо важнее. Устаревшая, лишенная всякой жизни архитектура нужна лишь представителям туристических компаний. Но передовая общественность города хорошо понимает, что "музеефикация" ни к чему хорошему привести не может: Петербург начнет умирать.
- Каким, на Ваш взгляд, должен быть идеальный облик Петербурга?
- Это известно только Господу Богу.
А в жизни человеческой идеального образа вообще не бывает. То, что одним кажется совершенством, для других оказывается негодной посредственностью.
- А как бы Вы могли охарактеризовать архитектурный стиль современного Петербурга?
- Я не искусствовед, а практикующий архитектор, и стилистика в том научном познании, в каком ее делают теоретики архитектуры, мне не интересна. Стиль Санкт-Петербурга - сам Санкт-Петербург. А какой он? Он разный. И в то же время нам, наверное, незачем держаться за неоклассицизм или барокко, за модерн и прочие стили. Это наш родной город и в этом его стиль.
- Тогда посмотрим на творчество иначе. Что нового лично Вы вносите в архитектурный облик нашего города?
- За XX в. многое было погублено или не развивалось. И сегодня необходимо решать массу проблем по реконструкции города: нужно расселять коммуналки и превращать их в отдельные квартиры, мостить дороги и строить гаражи для машин. По проекту нашей мастерской для компании "Евросиб" построен дом, в котором есть и подземный гараж, и роскошные квартиры, фасады облицованы полированным гранитом. Все новое должно быть богатое. В моем понимании это значит комфортно, удобно и свободно. А не та беднотища, которая царила в стране весь двадцатый век. Бедной, но красивой была только бревенчатая Россия. И то по нынешним меркам прекрасно сохранившиеся деревянные избы и церкви в Кондопоге и на Онеге оцениваются очень высоко. Или, к примеру, Ферапонтов монастырь. То, что сделал Дионисий, во много раз прекрасней Сикстинской капеллы Микеланджело.
- Что в Вашем понимании значит богато построенный дом?
- Современная архитектура и сложные объемно-планировочные решения определяют применение прогрессивных строительных технологий и материалов. А это большие материальные затраты. В таком доме планировка помещений, их площадь должны не просто соответствовать санитарным нормам, - нужно создавать простор для комфортного проживания.
- Слово "приглядно" входит в это определение?
- Забудьте вы про эстетику. У вас она своя, у меня своя, у искусствоведов своя.
Я придерживаюсь своей эстетики и прекрасно отдаю себе отчет, что она может кому-то не нравиться, как и мне часто не нравится то, что делает кто-то другой. Архитектура - это не эстетика, это образ жизни. Мы живем в архитектуре.
- Когда Вы выполняете заказ, руководствуетесь собственным взглядом?
- Как правило, заказчик иначе воспринимает архитектуру. Зато он понимает в деньгах и в том, как их оборачивать. Он должен получить определенное количество площадей, которые можно продать. Что требуется от заказчика, так это грамотно сформулированное задание, а архитектура - дело профессионалов. И, конечно, архитектор создает здание таким, каким он его видит.
- Должны ли совпадать по стилю фасад и интерьер дома? Есть какие-то новые материалы, которые вы используете в работе?
- В оформлении интерьеров мы руководствуемся теми же принципами, что и во всей своей работе… Что касается материалов, то сегодня их предлагается огромное множество. И для российских архитекторов практически все они - новые. Так что мы не успеваем использовать все новшества в работе. В наших проектах мы предусматриваем применение стекла, металла, композитных материалов. Важно, чтобы они отражали тектонику конструкций, соответствовали контексту, были грамотно применены. И все же, думаю, многие со мной согласятся, что самые лучшие материалы - это такие природные, как натуральный камень, керамика, стекло. Или материалы, имеющие экологические свойства и такую же видимость, как и натуральные, потому что человек должен быть близок к природе. А природа - это наша Земля, на которой есть и песок, и камень, и вода, и дерево. По моим проектам построено больше сотни деревянных, бревенчатых домов, потому что дерево - лучший материал для русского человека. Но материал - лишь часть дома. Другая его часть - это пространство, вид из окна, солнце, воздух, тепло, согревающее нас зимой.
- Очевидно, есть какие-то проекты, которыми Вам не интересно заниматься. Например, если Вам предложат спроектировать универсам в Купчино, вы согласитесь?
- Сложно сказать. Сейчас начнется строительство торгового комплекса у Казанского собора: расположенное в исторической среде, здание вполне нового времени, с остекленной галереей, откуда будет открываться прекрасный вид на собор и Невский пр.
Меня часто спрашивают: вписывается ли такая архитектура в облик города. Я не люблю отвечать на этот вопрос. По нашим проектам строятся здания, и мы постоянно получаем новые заказы - значит это кому-то нужно. А построенные дома и есть мое мнение. Например, на Манежной площади за памятником Тургеневу стоит дом по нашему проекту. Каким увидели его на этом месте, таким и сделали. А уверенность в себе, которую дает опыт и генетическая память, позволяют делать то, что чувствуешь на этом месте, и так, как это видится. Еще раз повторю: Петербург - это город, который развивается во времени. И моя задача как архитектора - продолжать это развитие.
Автор: по материалам редакции Дата: 25.03.2004 Журнал Стройпрофиль 2-04 Рубрика: стройплощадка Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |