С чего начать реформу ЖКХ?
Наша встреча в уютном офисе компании "Инженеры-консультанты" проходила в дни выставки "Интерстройэкспо-2004". Так уж получается, что на выставки подобного масштаба в Санкт-Петербурге собираются гости - специалисты со всей страны. И это касается не только напрямую строителей, но и представителей всех смежных отраслей. В том числе и представителей огромного числа работников инженерных сетей и жилищно-коммунального хозяйства. Сколь бы ни были значимы проблемы строительной отрасли, основное, о чем сейчас говорят все причастные к этому направлению, - это реформа ЖКХ. Какой ее видят специалисты из различных городов? Участниками беседы импровизированного "круглого стола" стали директор и научный руководитель компании "Инженеры-консультанты" Олег Александрович ПРОДОУС и президент Дальневосточной ассоциации "Водоканалов" Михаил Михайлович КАРАТУН.
- Михаил Михайлович, Олег Александрович, с какого шага, на ваш взгляд, может начаться в стране реформа жилищно-коммунального хозяйства?
М. М. Пожалуй, стоит нашу беседу начать вот с чего. Недавно, побывав в Японии, я услышал простую истину. Оказывается, в этой стране, прежде чем принять на должность мэра любого города, кандидата достаточно долго подготавливают к данной работе. Будущего мэра проверяют на профпригодность, проводят тестирование, и, если он это проходит, только тогда его допускают к управлению городским хозяйством. Существует государственная программа, политика по вопросам управления городами, населенными пунктами. Так вот, претендент на должность мэра сразу обязан представить на рассмотрение компетентной комиссии свои предложения по развитию городской инфраструктуры. У нас же кого только ни привлекают к управлению! И милиционеров, и партийных функционеров. Но ни один из них не владеет навыками управления коммунальным хозяйством!
И получаются любопытные вещи. "Водоканал" предлагает, например, Минздраву РФ доработать трактовку определения термина "питьевая вода" в тексте закона о питьевой воде. По тексту врачи выдают желаемое за действительное, но никто не задает себе важнейшего вопроса - а как это должно быть реализовано? И существует ли на сегодняшний день у коммунальных служб возможность сделать продекларированное? Вот вам разрыв между реальным и мнимым профессионализмом.
Далее… Вступает в должность мэр, который ни с чем подобным раньше не сталкивался. Существует, например, руководящий документ Минздрава, с которым руководитель "Водоканала" справиться не может, но при этом руководитель "Водоканала" подчиняется мэру.
И в тот момент, когда приходится принимать решения с далеко идущими последствиями, не каждый руководитель города способен осознанно, то есть профессионально, их просчитать и верно выбрать направление.
В той же Японии человека, прежде чем поставить на должность заместителя мэра по вопросам коммунального хозяйства, не меньше полугода готовят по массе различных направлений - водопровод, канализование, утилизация мусора, тепло- и электроснабжение. Только после этого происходит утверждение в определенной должности.
У нас этого и в помине нет!
Отработав в водопроводно-канализационном хозяйстве более двадцати лет, смею вас заверить, это достаточно наукоемкая и специфическая отрасль (к примеру, может ли быть простой ответ на такой вопрос, как пропускная способность трубопровода канализационной системы в зависимости от материала самой трубы?).
С обучения, подготовки городских органов управления, на мой взгляд, должна начаться реформа ЖКХ.
- А как городская власть в Стране восходящего солнца распоряжается предоставленными ей ресурсами?
М. М. Как правило просматриваются пять или шесть предложений выполнения работ, то есть используются некие элементы тендерного отбора компаний, через который просто так пройти невозможно. Например, условием для участия в конкурсе на выполнение работ по объекту является срок его дальнейшей службы - не менее 50 лет! Представляете?
В течение пятидесяти лет строительная компания обязана восстанавливать абсолютно все изъяны, которые возникают в процессе эксплуатации! Если компания подобных гарантий не дает, то она просто не выходит в финальную часть тендера.
- А как в Японии поставлено дело с экспертизой? Кто оценивает пригодность того или иного проекта проведения работ?
М. М. Для проведения подобных экспертиз создана государственная структура. Так вот, это предприятие по технологической части и по части обеспечения оборудованием специализируется именно на подготовке заключений о готовности соискателей к предполагаемым инженерным работам. И любая компания проходит экспертизу.
О. А. При этом следует добавить, что экспертиза может быть проведена как данной независимой компанией, так и другой, если возникают сомнения в решениях первой компании. Согласитесь, государство достаточно четко проявляет заботу об экономии вкладываемых средств.
- Любопытно, а если объект прослужил более установленного срока, больше 50 лет?
М. М. Мне показывали объекты, срок службы которых превысил уже сто лет. Так вот, за первый год свыше 50 лет заказчик - муниципалитет - выплачивает строительной фирме определенный процент от сметной стоимости строительства.
Таким образом, все последующие годы эта фирма, практически ничего не делая, получает из городской казны вторую сметную стоимость когда-то построенного объекта!
О. А. Могу добавить, что в 2001 г., когда в Японии произошло землетрясение, уцелели только системы, выполненные из современных полимерных материалов. А те компании, которые когда-то выполнили качественно свою работу и им не пришлось заниматься ремонтом, получили колоссальные прибыли - им заплатило государство. Звучит как фантастика, но это факт.
- А откуда для подобных выплат японцы берут средства?
М. М. Очень важный момент. Ну, в самом деле, не такие же они сплошь и рядом богачи…
Когда мы стали разбираться в этом вопросе, то оказалось, что там есть четкая государственная политика, регламентирующая большинство финансовых вопросов. Абсолютно все инвестиционные программы - это государственная политика!
Из чего, например, складывается сумма, необходимая для строительства объекта? Третью часть в виде ссуды инвестирует в проект государство. От лица администрации данного муниципального образования. Для сбора остальной части необходимых средств мэру дается право на так называемый "народный" займ. Как собираются эти деньги? Как правило это сбережения обыкновенных граждан. Традиционно банки в Японии принимают от населения средства под 3% годовых. Мэру же дается право принимать деньги под 6,5-7%. Нужны ли комментарии? И определенную долю, обычно это 5-6% от необходимой общей суммы, обязаны профинансировать коммерческие банки, расположенные в данной префектуре. Тем самым полностью закрывается потребность строителей в денежной массе.
- А как покрывается эта денежная масса?
М. М. Японцы придумали очень простую операцию. У нас на любом предприятии системы "Водоканалов" тариф состоит из себестоимости плюс определенный процент рентабельности. И в соответствии с государственной политикой - больше ничего. Инвестиционная составляющая не входит в тариф. И хотя она прописана отдельной строкой в бюджете города, все равно - ноль, в бюджете района - ноль, бюджете федерального округа - почти ноль, и совсем немного в государственном бюджете. Всё. Источники финансирования закончились!
Так вот, в Японии все эти расходы полностью включены в тариф. И тариф у них состоит из трех частей. Первое - себестоимость плюс рентабельность (примерно 30%). Еще 30% - это сама ссуда, и третья часть - проценты за пользование ссудой. При этом мэр города ежегодно вместе с муниципалитетом отчитывается перед населением за правильность использования потраченных средств.
- А как они борются с финансовыми злоупотреблениями?
М. М. Надо добавить, вспомнив отечественную специфику, что украсть эти деньги практически невозможно. Все средства аккумулируются не в мэрии, не в системе, подобной нашему "Водоканалу", а в банке. И расходуются эти средства по мере необходимости. Таким образом, все шаги по проекту становятся абсолютно понятными, и источник финансирования определен. По схеме государственного регулирования технические вопросы решены с привлечением тех фирм, которые изначально создавались для технического перевооружения водопроводных систем по всей Японии! И без экспертной оценки этих фирм никакое строительство в принципе начаться не может. Естественно, и ответственность на эти фирмы возложена очень серьезная.
- Вот и возникает следом вопрос - возможно ли подобное в России?
О. А. Безусловно, возможно. Только для начала, может быть, перестать искать какие-то деньги за границей? В стране достаточно денег, чтобы профинансировать и не такие по масштабу проекты, а во сто крат более крупные!
Решение-то ведь абсолютно на поверхности: перестать воровать, направить средства в нужном направлении, заставить инвестированные деньги работать. Важен как никогда контроль государства.
М. М. Стоит, пожалуй, упомянуть другое! Система жилищно-коммунального хозяйства, доход от которого составляет около 20% всего национального дохода страны, вообще не имеет государственного руководства! Выполнял ли свои функции Госстрой? Не могу сказать. Например, раньше было Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Неважно - плохие они были, хорошие, но они выполняли очевидную работу по отрасли.
В Госстрое все те же функции выполнялись всего из одного кабинета. А движения вперед никакого не было и пока нет!
О. А. Порой поражает то, что приходится доказывать, что все это хозяйство - целая отрасль, и не маленькая!
- А чем нынешним предприятиям системы "Водоканалов" можно помочь?
О. А. Сейчас основное - это передать в системы "Водоканалов" всех городов по максимуму самые современные технологии. К примеру, способы бестраншейной прокладки и ремонта водопроводов.
Тот же Хабаровский водоканал сегодня является одним из лидеров в этом направлении. Точно так же, как в 90-х гг. Санкт-Петербург, Хабаровск внедряет сегодня огромное количество новинок.
По финансированию можно использовать, например, опыт Франции. Французские фирмы на уровне Правительства с 1992 г. добиваются у себя введения системы доверительного управления. Их водоснабжающим организациям городская власть дает право нанимать частные фирмы, чтобы те за свои деньги занимались реконструкцией, ремонтом и эксплуатацией, налаживанием системы коммунального хозяйства. Любым фирмам эта передача осуществляется на определенный срок, государство дает такой фирме конкретные гарантии в том, что вложенные средства будут возвращены, и население, наблюдая за таким развитием событий, заинтересовано вкладывать собственные средства - разумеется, под более высокие, чем в банках, проценты.
У нас, к сожалению, государство только констатирует факт, что нужны инвестиции и что брать их неоткуда. Убежден, что это не так! Люди сами станут вкладывать собственные средства - дайте только нормальные условия и гарантии. Вот этого, получается, сегодня и не хватает!
- Если реально смотреть на вопросы обучения, то с чего можно было бы начать подготовку специалистов?
О. А. Относительно подготовки кадров могу добавить только одно. В 1991 г. был здесь, в Петербурге, создан "Инженерный центр подготовки специалистов" для системы "Водоканалов" страны. Поскольку тогда существовало правило о прохождении один раз в три года курсов повышения квалификации, многие директора отправляли на обучение целые коллективы. Сейчас эта система переподготовки, увы, не финансируется. Да, директор того или иного подразделения "Водоканала" может послать людей на обучение, но за счет прибыли предприятия. Так станет ли руководитель отправлять работников, например, из Хабаровска или Владивостока в Санкт-Петербург при таких условиях? Понятно, что вряд ли. То есть и в этом случае нет никакого поступательного движения. Вновь становится очевидно, что проблемами отрасли государство вообще не занимается.
М. М. Но на сегодня и отрасли как таковой просто нет.
О. А. Действительно, нам, по примеру большинства развитых стран, давно пора создавать жилищно-коммунальную отрасль, в которую бы вошли как полноправные участники и "Водоканалы". Можно провести аналогию с нефтегазодобывающей отраслью - так же, как там добывают и перерабатывают нефть и газ, работники "Водоканалов" добывают воду, перерабатывают ее, очищают. И эта отрасль может быть не просто самоокупаемой, но и не менее рентабельной, чем нефтяная.
М. М. Со своей стороны могу подтвердить, что любое, обыкновенное, среднее по мощности предприятие "Водоканала" может работать на уровне не менее 12% рентабельности без инвестиционных составляющих.
- Значит, коль уж на то пошло, к вам, если люди желают, могут приехать и чему-то научиться?
М. М. Безусловно! Но, к сожалению, ни одно из предложений руководства страны в направлении ЖКХ не предполагает развитие системы акционирования на местах. Единственное, что предполагается, - это создание еще одного "монстра" по примеру РАО ЕЭС, имеющего самые общие, отдаленные понятия о потребностях предприятий системы "Водоканалов" и ЖКХ в российских городах. А ведь саморегулирующейся эта система может стать только тогда, когда акционерное общество создается в конкретном городе и за свою работу отчитывается перед горожанами, а не кивает на столицу или куда-нибудь на офшорную управляющую компанию.
- И все-таки, что можно сделать, чтобы в системе "Водоканалов" возобновилась регулярная переподготовка специалистов?
О. А. На сегодня это возможно только одним способом - принятием соответствующего решения в Правительстве страны, предваряющим, скорее всего, другие постановления по жилищно-коммунальному хозяйству. Для того чтобы отправлять людей на обучение, сегодня требуется решение только на государственном уровне. А потребность в новых знаниях - огромная. За прошедшие годы появилось огромное количество новых материалов, новое оборудование, новые технологии. Невозможно сделать выездные курсы для тысячи российских "Водоканалов". Сегодня государство просто не дает возможности предприятиям тратить средства на обучение, повышение квалификации.
М. М. А что такое сегодня обучение? Это значит, что я у себя дома писал перьевой ручкой, а на курсах меня научили писать гелевой, шариковой. Это возможность в другом ракурсе посмотреть на все свои проблемы, получить консультации и ответы на многие вопросы.
О. А. А как оценить возможность обмена опытом, если одновременно собираются десятки директоров и им есть о чем друг у друга спросить? Этого деньгами не оценить!
А если представить площадкой для обучения именно Санкт-Петербург, поверьте, в петербургском "Водоканале" есть на что посмотреть и что может так же хорошо работать во многих российских городах. Перешли, например, в Санкт-Петербурге на поли-этиленовые трубы - сразу уменьшилась аварийность, снизились энергозатраты. Совсем на другом уровне выполняется диагностика действующих систем. Просто другой уровень эксплуатации. Вот этому всему надо учить специалистов в городах России!
- Какие нововведения должны быть первоочередными?
О. А. На мой взгляд, их несколько. В масштабах любого предприятия системы "Водоканалов" необходимо внедрять более экономичные насосы, заменять старые трубы на трубы из современных полимерных материалов с меньшим гидравлическим сопротивлением и значительным (более 50 лет) сроком службы, менять существующую арматуру на арматуру с таким же сроком службы (более 50 лет). Далее следует внедрять современную аппаратуру для диагностики утечек и паспортизации расходов питьевых и сточных вод.
М. М. Добавлю, что эти предлагаемые мероприятия сразу позволят, и я готов это доказать, получить экономию эксплуатационных затрат не менее чем на 20-30%.
- Большое вам спасибо, Олег Александрович и Михаил Михайлович, за откровенный, без приукрашивания, разговор.
Признаться, тот запал, с которым эти два достаточно известных в отрасли специалиста говорили о наболевшем, вновь заставляет посмотреть на все проблемы жилищно-коммунального хозяйства сквозь призму общегосударственного интереса.
Автор: по материалам редакции Дата: 26.05.2004 Журнал Стройпрофиль 4-1-04 Рубрика: теплоснабжение. жкх. отопительные системы Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |