Публикации »

Новая область ландшафтного дизайна

Экологическая реконструкция городских открытых пространств различного назначения — новая область ландшафтного дизайна

Превращение концепции устойчивого развития в официальную доктрину России создает условия для рассмотрения средств современного ландшафтного дизайна и для возникновения в наших городах благоприятной среды не только на основе применения традиционных приемов благоустройства городских улиц, скверов, площадей, но, что является наиболее актуальным, путем расширения области ландшафтного дизайна на территории, ранее остававшиеся «в тени», в большинстве случаев безликие, зачастую нарушенные.

Продолжительное время именно с такими техногенными территориями (транспортными, промышленными, портовыми, заброшенными после прекращения интенсивной производственной деятельности) было связано существование экологической напряженности, не говоря уже о серьезном ущербе для эстетики городов. Реализация положений «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» о необходимости восстановления естественных экосистем до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, дает основание рассматривать все возможные варианты увеличения природно-ресурсного потенциала, в том числе на территориях с минимальными признаками благоустройства.

Актуальным аспектом данного варианта развития становится формирование в городском ландшафте контекста для аккумулирования природного потенциала и его целенаправленного восполнения по мере реструктуризации отдельных фрагментов среды, в частности, по мере превращения бывших промышленных территорий в новые общественные пространства торгового, культурного и делового назначения.

Оптимизация городского ландшафта с использованием средств современного дизайна должна коснуться открытых пространств различного назначения на принципиально новой основе. Продолжительная девальвация многих качеств городской среды, в процессе которой природные компоненты, по-существу, перестали играть роль приоритетных элементов в достижении ее индивидуальности и комфортности, привела к тому, что в сознании проектировщиков сложился устойчивый стереотип отношения к формированию облика городских открытых пространств по остаточному принципу. Многочисленные примеры реализации этого принципа и сегодня можно часто увидеть в наших городах, где плоды «озеленения» никак не могут быть отнесены к области ландшафтного дизайна.

С другой стороны, мировой ландшафтный процесс в настоящее время стабильно демонстрирует необходимость пересмотра многих наших стереотипов в подходах к использованию средств ландшафтного дизайна для изменения не только облика, но и экологической ситуации в целом на многих транспортных, бывших промышленных и портовых территориях.

Ландшафтные аспекты конверсии промышленных и транспортных территорий

Реструктуризация отечественной экономики в условиях перехода к устойчивому развитию как никогда масштабно поставила вопрос о закрытии наиболее экологически неблагополучных предприятий, выносе части из них за пределы города и перепрофилировании других, включая конверсию предприятий оборонного комплекса. Процесс свертывания производственной и распространения альтернативных функций с осуществлением полномасштабной архитектурно-ландшафтной реконструкции получил в зарубежной практике собирательную трактовку «конверсии».

Перепрофилирование ранее возведенных строений с освоением прилегающих к ним территорий составило в современной практике градостроительства один из наиболее масштабных ресурсов для реализации инновационных проектов, обладающих большими возможностями и для применения средств ландшафтного дизайна.

Для этого необходимо решить такие задачи, как формирование системы пешеходных направлений и буферных транспортных пространств, определение последовательности и оптимальных размеров воссоздаваемых озелененных участков, сокращение отрицательного воздействия поверхностей с асфальтовым покрытием, восстановление нарушенных участков берегов водоемов, ликвидация последствий размещения различного рода свалок. Упорядочение основных подходов к зданиям, соответствие выбранной схеме функционального зонирования, придание характерной геометрии пространству и преобразование поверхности земли — все это составляет особенности и направления использования ландшафтного дизайна в качественном обновлении бывших промышленных территорий.

Восстановление растительного покрова на таких участках относится к одному из действенных вариантов возвращения к относительному равновесию искусственных и естественных компонентов постиндустриального ландшафта.

Смыслом ландшафтного дизайна в данном случае становится выбор средств оформления поверхности земли с использованием различных видов растительности, приемов визуального разграничения больших открытых пространств, средств достижения их эстетической выразительности и создание необходимого набора малых форм для организации кратковременной рекреации вблизи здания. Отказ от существующих стереотипов и жестких регламентов в решении перечисленных задач позволяет избежать повторения стандартных приемов благоустройства предзаводских территорий.

Известно, что наиболее острые проблемы для городского пространства содержит транспортная территория. Благодаря применению средств ландшафтного дизайна можно не только сократить их визуальное и шумовое воздействие, но и создавать фрагменты компенсирующей природы, обеспечивающие и масштабное разграничение пространства, и определенное пластическое разнообразие среды. Максимальный экологический эффект достигается в случае замены утративших свое значение транспортных пространств на участки «второй» природы с характерным визуальным кодом.

Ландшафт жилой среды — новое качество жизни

Маловыразительный облик жилой застройки многих кварталов в отечественной практике достаточно часто свидетельствует об упущенных возможностях противопоставить многократно увеличившимся поверхностям фасадов жилых зданий более или менее выразительную композицию элементов природы на уровне земли. Традиционное заполнение гипертрофированных пространств жилых групп, утративших прежнее значение «двора», площадками различного назначения низвело ландшафтную организацию «дворовых территорий» до минимального содержания, оставляя за компонентами природы сугубо утилитарную роль средств формального разграничения.

Одним из основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды становится его социально-экологическая детерминированность. Суть этого принципа заключается в применении средств дизайна для создания наиболее оптимальной системы открытых пространств, отвечающих социальным, экономическим и экологическим требованиям. При этом изменение характера использования отдельных фрагментов жилой среды, в зависимости от содержания социального заказа и структуры средового поведения людей, определяет применение соответствующих приемов ландшафтного дизайна.

Целенаправленное изменение качеств открытых пространств жилых образований с помощью средств ландшафтного дизайна необходимо осуществлять путем создания фрагментов среды дифференцированного назначения, в частности, формирования приватных, коллективных и общественных пространств. Подобное структурирование жилой среды отвечает задачам поддержания ее экологической устойчивости, так как в ландшафтной организации каждого из трех типов пространств предусматривается оптимальная взаимосвязь между используемыми приемами размещения компонентов природы и преобладающим характером поведения посетителей.

Ландшафт селитебных территорий, относимый специалистами к категории «агрессивных», подвержен разрушению в основном за счет воздействия транспортных средств и неорганизованного передвижения людей. Экологически ориентированный ландшафтный дизайн жилой среды должен способствовать смягчению негативного воздействия транспорта и гибкой организации жизненных процессов в усовершенствованной структуре открытых пространств жилых образований.

Усилия по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды в случае их сосредоточения на решении вопросов предотвращения стихийной парковки автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений (внешние пространства жилых групп) и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности (внутренний контур застройки).

Крайне важно отметить, что среди наиболее актуальных перемен в содержании архитектурно-дизайнерской деятельности по формированию современной комфортной жилой среды — изменение отношения к потребностям инвалидов, престарелых и других категорий людей с ослабленным здоровьем. Острота проблемы обусловлена многолетним отсутствием в отечественной практике реальных действий по оборудованию путей передвижения (того, что является самым необходимым) для этой категории людей в открытых пространствах жилых образований.

Проблемы обновления «языка» ландшафтного дизайна городской среды

Распространение области ландшафтного дизайна на открытые городские пространства самого разного назначения как никогда остро ставит вопрос о смене подходов к использованию компонентов «второй природы» в новом качестве.

Одним из основных барьеров на пути продвижения современного ландшафтного дизайна в городской среде оказался не дефицит материальных средств, а определенный творческий «вакуум», отсутствие, с одной стороны, осознанного заказа на новый дизайн, а с другой, неготовность основной массы проектировщиков к каким-либо качественным переменам в обновлении «языка» формообразования с применением природных материалов.

Как показывает международная практика, именно фактор освоения нового «языка» ландшафтного дизайна становится решающим в создании качественно иного образа пространства в контексте изменившегося характера его функционального использования. Сама технология обновленных городских процессов в различных проявлениях подсказывает необходимость отхода от «заигранных» стереотипов в трактовке ландшафтных композиций.

Надо отметить, что при этом эстетические эффекты оживления среды и повышения комфортности для человека не сопряжены с какими-то чрезмерными расходами, а достигаются за счет более оптимального соотношения преобладающей тенденции к минимизации форм и средств с созданием неких акцентирующих смысловых композиций.

Работа с поверхностью земли в городских открытых пространствах как правило сопряжена с определенным функциональным разграничением динамичных (транзитных) и статичных участков. Даже использование различной фактуры одних и тех же материалов покрытий (включая более выраженный микрорельеф) может служить средством регулирования пешеходных потоков и создания предпочтительных полос транзитного движения.

Однако графический рисунок поверхности может играть немалую роль и в создании определенного символа пространства или его визуальной структуризации.

Паритетное соотношение «живых» и «мертвых» материалов, безусловно, способствует повышению экологической устойчивости среды и существенно расширяет возможности включения поверхности газона с характерной конфигурацией в композицию поверхности земли, заметно снижая ее монотонность.

Бесконечное разнообразие в трактовке линии как одного из характерных элементов поверхности земли может быть достигнуто за счет применения материалов различной тональности и фактуры. Основная задача дизайна в данном случае заключается в создании характерной темы поверхности, отвечающей конкретному месту. В этом смысле обращение к линии прямой, ломаной, волнообразной или дугообразной составляет основу для формирования приема оформления поверхности земли.

Не меньшими ресурсами, с точки зрения достижения дополнительной выразительности и характерной образности, обладают элементы растительности и водные устройства, в дизайнерской трактовке которых также наступило «время больших перемен».

Автор: В. А. Нефедов
Дата: 25.10.2004
Журнал Стройпрофиль 7-04
Рубрика: экология

Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной.




«« назад