Быль и небыль паркета российского
Российский паркет имеет трехсотлетнюю историю. Появление первых паркетных полов относится к XVIII в. Однако прародитель паркета — дощатый пол — был известен с древнейших времен.
Дерево в древней Руси являлось излюб-ленным строительным материалом. Это было связано не только с доступностью и дешевизной древесины, но и с верой русского человека в природные, целебные силы дерева. Поэтому древесина широко использовалась как для внешней, так и для внутренней отделки домов.
Вплоть до XVI в. в жилищах простых людей и царских палатах преобладали простые дощатые полы. Полы из обрезной доски в большинстве случаев изготавливались из древесины сосны, лиственницы или ольхи. Этими породами были богаты окружающие леса. Вначале доски вырубались из ствола, позднее вырезались при помощи пил. Дешевизна древесины позволяла изготовливать очень толстые доски. Толщина досок составляла — более 20 мм, ширина — от 100 мм и более, длина — от 0,5 до 2,5 м и более. Использование коротких досок создавало эффект расширения помещения, что было очень важно в период средневековья, так как жилые комнаты были маленькими. Обрезные доски не имели паза и гребня, были неправильной формы. В процессе укладки между досками получались большие зазоры. Только в XIX в. появились варианты укладки досок с соединением в паз-гребень. Простые полы из обрезной доски без существенных изменений дошли и до нашего времени. Конечно, сегодня доски пола имеют правильную форму и соединяются в шпунт. Свое окончательное развитие они нашли в современных домах, получив название «деревенский стиль».
С XVI в. стали делать полы из обрезной доски с инкрустацией и с окрашиванием древесины пропитками.
В основе композиции было использование фризов. Фриз — это элемент конструкции пола, выполненный в форме прямых или изогнутых линий, которые шли либо по периметру помещения, либо выделяли центральные участки пола. Вставки в виде фриза маскировали несовершенные и некрасивые стыки дощатых полов. Фризы (бордюры) укладывались вдоль стен, увеличивая объем помещения. В залах, предназначенных для официальных приемов, выделялся центр пола: из досок разного размера выкладывались орнаменты в форме круга, овала, квад-рата, изображались фамильные гербы или инициалы хозяина. Часто в цельной доске фриза вырубали стамесками или вырезали резцами полую форму, которую затем целиком заполняли древесиной другой породы (интарсия), вставками из слоновой кости, перламутра, золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней (инкрустация). Своего наивысшего развития дощатые полы с инкрустацией достигли в XVII в.Орнаменты полов стали гармоничным продолжением орнамента стен и потолка. Дощатые полы с инкрустацией — хороший подарок для всей семьи и в наши дни. Такой пол передает атмосферу средневековых замков, царских покоев, патриарших палат.
Уже в XVII в. в царском дворце, в отличие от домов простолюдинов, стали придавать особое значение разнообразию орнаментов деревянных полов. В это время в моду вошел «дубовый кирпич», предшественник торцевого паркета. «Дубовый кирпич» представлял собой квадратные дубовые бруски торцевого распила шириной от 6 до 8 вершков (от 27 до 36 см) и толщиной от 2 до 3 вершков (от 9 до 13,5 см). «Дубовый кирпич» стали укладывать на дощатые и каменные основания, используя в качестве клеющего состава сухой песок или известь, смешанные со смолой, а также известь, смешанную с сырым яйцом и несоленым творогом, разведенную в воде до консистенции сметаны. Дубовые бруски настилали друг за другом, как тогда говорили «косяками», поэтому и пол сначала именовался «косящатым», а спустя некоторое время — брусчатым. С помощью цветных «протрав» бруски научились красить в черный и белый цвета, превращая пол в «шахматную доску». Благодаря своей особой прочности на истирание и ударные нагрузки полы из «дубового кирпича» сохранились до наших дней в Золотой царицыной палате Теремного дворца Московского Кремля, в Новодевичьем монастыре, в древних церквях Москвы. Сегодня торцевой паркет может применяться в основном для помещений, где люди ходят в обуви. Это бары, рестораны, дискотеки и т. д. Он выдерживает такие точечные нагрузки, которые не выдерживают мрамор и керам-гранит. Деревянная брусчатка делается из мореного дуба, красного дерева, ольхи, других пород, имеет толщину до 5 см и органично вписывается в современный интерьер жилых помещений.
В Петровскую эпоху в российском обществе произошли крупные изменения, отразившиеся и на архитектуре. Расширение контактов с Европой, приезд зарубежных архитекторов, принявших участие в строительстве новых дворцов, способствовали проникновению в Россию культуры барокко. Вместе с тем в архитектуре начала XVIII в.еще сохранялись исконно-русские традиции, вобравшие в себя христианское наследие Древнего Рима и Византии. Интерьеры дворцов, выполненные в стиле русского нарышкинского барокко (конец XVII —начало XVIII вв.), поражали богатством художественного оформления: изящество плафонной живописи, тонкая прорисовка лепнины, многообразие рисунков расписных изразцов, отделка стен деревом. Мебель, не доминировавшая в интерьере, дополнялась лаконичностью орнаментов паркета, что было особенностью именно этого стиля. Акцент в интерьере делался не на оформлении пола и стен, а на росписи потолочных плафонов.
В это время появился первый щитовой паркет — это деревянное напольное покрытие, имеющее форму квадрата, из отдельных планок дерева, наклеенных на сосновое основание (паркетри). Щитовой паркет различался по своей конструкции. Щит представлял двухслойную или трехслойную конструкцию, где толщина полезного слоя планки составляла не менее 15 мм. Из кусочков разных пород дерева одной толщины подбирали рисунок или узор. В отделке щита применялась древесина благородных пород, таких как дуб, граб, орех, вишня, груша и др. Щиты собирались в орнамент, композиция которого могла быть самой разнообразной. Щиты укладывались прямыми рядами, т. е. параллельно стенам помещения. Позднее перешли к диагональной укладке щитов. В щитовом паркете преобладал повторяющийся геометрический орнамент. Этот прием позволял производить укладку сложных рисунков, которые составлялись из типового набора паркетных заготовок.
Размер щита доходил до 2,6 кв. м. Изготовленные и снабженные по краям пазами сосновые щиты поставлялись затем на стройку. Там они соединялись друг с другом при помощи вкладных шипов или через промежуточные доски, которые выполняли функцию фриза. Щиты прибивались к дощатому основанию впотай в торец гвоздями под углом 450.
Основной дефект щитового паркета как раньше, так и в наши дни, — ни на одном оборудовании в мире невозможно идеально ровно вывести угол щита в 900. Поэтому между щитами всегда будет виден стык, что не устраивает заказчиков и до сего дня.
Щитовой паркет не позволял реализовать стремление к совершенным и вычурным формам, поэтому в инкрустации техника наборного дерева получила свое дальнейшее развитие. Модификация техники паркетри заключалась в том, чтобы в отличие от щитового паркета гарантировать идеальное прилегание каждого фрагмента. Теперь орнамент стал набираться из массивных планок различных ценных пород дерева толщиной не менее 15 мм прямо на основании пола. Технику паркетри дополняли инкрустацией из кости, перламутра, янтаря, стекла и др. материалов. Планки стыковались без шпунта и гребня, крепились к основанию на клей и дополнительно на гвозди впотай. Клей наносился в разогретом состоянии на оборотную сторону заготовки. Примечательна прочность использовавшихся для паркетри клеев. На протяжении столетий они по-прежнему сохраняют свои эксплуатационные качества. Состав их утрачен, но известны некоторые ингридиенты: рыбьи кости и кожа.
Безусловно, ключевым элементом при изготовлении паркетри являлись приемы выпиливания. Важнейшим инструментом для этого была лучковая пила. Она имела рукоятку и упругую натяжную рамку, в которой можно было закрепить планки дерева. При выпиливании лучковой пилой между планками получался небольшой зазор, равный толщине ножовки. Первые мастера считали, что стыки между планками неизбежны, но их можно обыграть в орнаменте. Вместо того, чтобы скрыть стыки, мастера выделяли их шпаклевкой, пытаясь гармонично включить стыки в орнаментальную композицию укладки. Шпаклевку делали из смеси древесной пыли, мелкоразмолотого древесного угля и животного клея. С появлением рамочной пилы появился бесщелевой стык с минимальным допуском.
Чтобы не использовать много пород дерева, мастера применяли тактику изменения цвета породы при помощи термической обработки планки. Планку опускали в горячий песок и удерживали там, пока она не приобретала желательную окраску. Чтобы внести в интарсию ощущение объема делали графье — своеобразную гравировку по дереву. На планку наносили нитевидные узоры (имитирующие лепестки и т. д.) в виде тончайших желобков или углублений, которые затем заполняли черным варом или вставками из черного дерева.
В нарышкинском барокко выбор рисунка паркета всегда учитывал орнаменталистику интерьера, т. е. вариант укладки пола должен был гармонично сочетаться с орнаментальными мотивами других предметов обстановки. Рисунки паркета носили строгий геометрический характер («шахматы», ромбы, крестовидные и т. д.), применялись прямые резы. В паркете почти не использовались фризы, бордюры, центральные плафоны. Типичным примером интерьера в стиле раннего русского барокко может служить Ореховый кабинет во дворце А. Д. Меньшикова, выполненный в технике паркетри (архитектор Ж.-Б. Леблон).
Вершиной барокко по праву считается стиль рококо. Многообразие выразительных форм, сюжетных линий пола и потолка дополнялось элементами мебели, напольными вазами, гардинами, порталами каминов. В помещении преобладали деревянные поверхности, богато украшенные резьбой (маркетри) и позолотой. Большое внимание уделялось отделке стен: многочисленные панно с разнообразными сюжетами, пейзажи, натюрморты, в промежутках между которыми располагались деревянные золоченые полочки-консоли.
Паркет оформлялся наподобие расписных плафонов потолка. В паркете использовались промежуточные пространственные фризы, но бордюры отсутствовали. В композиции паркета наблюдалось смешение орнаментов — переплетение строгих геометрических линий с растительными, включение в растительный орнамент изображений животных и птиц, что придавало полу вычурность и пышность. В паркетных орнаментах прослеживалась тема функцио-нального назначения помещения. Так, например, в музыкальной комнате изображались различные музыкальные инструменты, в охотничьем кабинете — сцены охоты, а в коронном зале — родовой герб.
Характерной особенностью стиля рококо было сочетание (стилизация) разных национальных мотивов в интерьере (щитовой паркет Малого китайского кабинета в Китайском дворце, архитектор А. Ринальди; интарсия Большого зала в Екатерининском дворце, архитектор Ф. Б. Растрелли).
Зачатки классицизма в паркете проявились не сразу, но стали заметны в период рококо сначала в отделке стен (Малый китайский кабинет в Китайском дворце), в барельефах (спальня в Екатерининском дворце). В классицизме (конец XVIII — начало XIX вв.), так же как и в раннем барокко, орнамент паркета достаточно аскетичен. При этом отделка стен и потолков не утратила своей роскоши. В интерьеры помещений добавились колонны, пилястры, пристенные карнизы, молдинги на стенах, кронштейны, накладные розетки на потолках, ниши в стенах, стенной и дверной декор, ламбрикены на шторах (Старый Эрмитаж, Ю. Фельтен; Мраморный дворец, А. Ринальди; Таврический дворец, И. Старов; отделка Зимнего дворца, Д. Кваренги и др.).
С переходом от рококо к класссицизму от техники паркетри в паркете не отказались. Однако сменились мотивы орнаментов: вместо утонченных, трудных в исполнении построений стали использовать упрощенные, ритмичные орнаментальные мотивы, взятые из эпохи Древней Греции и Рима. В рисунке паркета строгая геометрия сочеталась с незатейливым растительным орнаментом (паркет Итальянского павильона в Останкинском дворце, мастер Ф. Прядченков). Центр помещения мог быть обособлен наборным плафоном. Главным зрительным приемом было устройство промежуточных и пристенных фризов (Наугольная комната в Останкинском дворце, мастерская Тауде). От многообразия пород дерева в паркете произошел переход к использованию всего одной или двух пород.
Стиль ампир (начало XIX в.), своими корнями уходящий в классицизм, привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах (Строгановский дворец в Петербурге, А. Воронихин; часть интерьеров Зимнего дворца, В. Стасов; особняк Лаваля на Адмиралтейской набережной, Т. Гомон; здание Московского университета, Д. Жилерди и др.). Однако в паркете этот стиль не получил сильного выражения, в отличие от стен, мебели, потолков.
В середине XIX в. классицизм постепенно вытеснился ретроспективизмом. В интерьерах исчезло стилистическое единство, появилось подражание различным национальным стилям, взятое еще из рококо (псевдоготический орнамент, стилизация римского и греческого орнаментов, псевдорусский орнамент: Павловский дворец; дом Ушакова на Рождественском бульваре в Москве). Смешение орнаментов в интерьере выразилось в эклектике (Большой Кремлевский дворец, Е. А. Штанке-шнейдер).
Русские художественные паркеты XVII — XIX вв. явились подлинно художественными произведениями, равных которым нет во всем мире.
В конце XIX — начале XX вв. на смену кропотливой ручной обработке дерева пришли фабричные технологии. Сложные наборные паркеты стали выходить из употребления даже во дворцах. На их смену пришел штучный паркет (впервые появился в 1840 г.), который мог застилаться роскошным ковром.
В начале XX в. классические композиции в интерьерах уступили место орнаментам в стиле модерн. В оформлении полов, при сохранении общей симметрии, ритм орнамента стал другим: исчезли монотонно-повторяющиеся формы и цвета. На их место пришло чередование цветов и многообразие форм. Вместо традиционных прямоугольных паркетных планок появляются планки в форме морской волны и др. Орнаментальные композиции плафонов получили все более абстрактный характер. Там, где заказчик вовсе хотел уйти от надоевших классических форм, появился неоконструктивизм. В паркете это выразилось в использовании объемных форм, создававших впечатление не ходьбы по полу, а парения в пространстве.
Уже с 1926 г. научились изготавливать паркетри в условиях производства. Планки в форме мозаики собирали на фабрике в рисунок, наклеивали лицевой стороной на бумагу. Такие элементы укладывались на деревянное основание пола вплотную друг к другу без проклейки по боковой стороне, а слои клея наносились с нижней стороны планок. Дополнительно планки крепили к основанию на гвоздь в торец впотай под углом 450.
Повсеместное распространение высокохудожественный паркет получил после 1950 г. при реставрации памятников старины. Дальнейшее развитие техники паркетри произошло в 1964 г., когда вместо бумаги планки предварительно стали склеивать липкой лентой.
Благодаря огромной работе советских рестовраторов по восстановлению уникальных паркетных полов, проводимой после Великой Отечественной войны, сегодня мы имеем возможность увидеть в дворцовых ансамблях настоящую «симфонию в дереве». Это богатое наследие до сих пор является неисчерпаемым источником вдохновения молодых архитекторов, художников и дизайнеров, а также важной составной частью русской культуры.
Автор: С. Г. Милюков Дата: 20.04.2005 Журнал Стройпрофиль 3-05 Рубрика: полы Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |