LonWorks: оптимальные условия для произведений искусства
Хранение произведений искусства, современных или старинных, всегда было сложным вопросом, поскольку требует абсолютно точного соблюдения определенных микроклиматических условий. Излишняя влажность, перепады температуры, прямой и яркий свет, ультра-фиолетовые лучи и пыль в воздухе оказывают губительное воздействие на картины, скульптуры и другие творения искусства. Следует также учитывать, что недостаточно фиксированно настроить приборы в помещениях музея, т. к. на внутренний микроклимат оказывают влияние не только внешние факторы, но и, например, поток посетителей.
Идея автоматизировать регулирование и контроль систем, обеспечивающих необходимый микроклимат в зданиях музеев, возникла уже относительно давно. Выбранная система BMS должна отличаться гибкостью, простотой в управлении, надежностью в эксплуатации и иметь возможность расширения. Многие музеи остановили свой выбор на проверенной временем технологии LonWorks. Платформа LonWorks, разработанная компанией Echelon в 1990 г.,является на сегодняшний день мировым стандартом на рынке автоматизации зданий, в промышленности, в области транспорта и в области домашних сетей. Из музеев, в которых была установлена BMS на базе LonWorks, можно назвать парижский Лувр, нью-йоркский Музей современного искусства, лондонский Музей науки, австрийский Музей современного искусства (г. Грац), новозеландскую Галерею искусств Роберта МакДугла, датский Музей искусства ARoS и ольденбургский Музей Янссена (Германия).
Остановимся вкратце на трех из них: на всемирно известном Музее современного искусства (МоМА, Нью-Йорк), футуристическом здании Музея современного искусства (Грац) и Музее искусства ARoS (Орхус).
LonWorks в Музее современного искусства в Нью-Йорке
В 2005 г. после реконструкции Музей современного искусства в Нью-Йорке (сокращенно МоМа) вновь открыл свои двери для широкой публики. В рамках работ по реконструкции в здании была установлена система автоматизированного управления на базе LonWorks для стабильной поддержки условий, необходимых для сохранения всемирно известного собрания произведений искусства, представленного в этом музее. Музей МоМа насчитывает свыше 150 000 картин, рисунков, скульптур, предметов современного дизайна и других творений искусства. Здесь представлены работы таких мастеров живописи, как Клод Моне, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Сальвадор Дали, Анри Матисс, и других известных художников.
Нью-йоркский Музей современного искусства принимает в своих стенах ежегодно более 1,6 млн. посетителей. Управление микроклиматом помещений для защиты произведений искусства имеет огромное значение. Одной из задач автоматизации здания поэтому было сохранение оптимальных микроклиматических условий: температуры в 22,2 0C и относительной влажности воздуха 50%.
Для достижения этой цели музей поручил компании T.E.C. Systems, Inc., специалисту по системам автоматизации зданий на базе LonWorks, разработать такую систему контроля и управления приборами, которая бы объединяла в одну сеть все технические установки и приборы музейного комплекса. Терминал управления с соответствующими графиками позволяет вести всеобъемлющий контроль систем здания. Системы безопасности, отопления, вентиляции, кондиционирования, освещения, пожарной сигнализации и пожаротушения были интегрированы в общую систему автоматизации здания благодаря совместимым продуктам и ПО сетевого управления компании Echelon на базе LonWorks. Установленная система автоматизации здания на базе LonWorks отличается достаточной гибкостью, чтобы адаптироваться к новым требованиям музея, если таковые возникнут, и может быть легко расширена в будущем.
LonWorks в Музее современного искусства в Граце
В 2003 г. город Грац, которому тогда был присвоен титул Культурной столицы Европы, получил новый архитектурный символ — Музей современного искусства Граца. «Дружественный инопланетянин» — так называют свое творение британские архитекторы Питер Кук и Колин Фурье. Это застекленное 23-метровое здание, напоминающее внешне большого кита, вызвало много споров и дискуссий не только в Граце, но и в международной архитектурной прессе.
С функциональной и технической точек зрения Музей современного искусства (общая выставочная площадь — 2000 кв. м) отвечает всем современным требованиям музея. Инновационная и экономичная техника кондиционирования обеспечивает оптимальный микроклимат в здании.
В Музее искусства Граца была установлена система автоматизированного управления на базе LonWorks. Сеть LonWorks, установленная системным интегратором HGA Haus- und Gebдudeautomation GmbH, интегрирует отопление, вентиляцию, кондиционирование, санитарно-техническое оборудование, освещение, затемнение, жалюзи, электротехнику, а также контролирует и регулирует устройства оповещения о неисправностях, насосы с преобразователями частоты, огнезадерживающие клапаны, электроснабжение, системы электросчетчиков и другое оборудование. В здании установлено в целом 26 станций автоматизации DDC. Все модули входа и выхода соединены в единую сеть. Возможно дистанционное управление установками и подсистемами через Web-браузер, а также ручное управление каждой отдельной установкой через DDC. Сообщения о неисправностях отображаются оптически, сохраняются и передаются в систему BMS.
LonWorks в Музее искусства в Орхусе
Новое здание Музея искусства ARoS в Орхусе было торжественно открыто в апреле 2004 г. В кубической формы здании находятся три больших галереи для постоянных выставок и дополнительные галереи для специальных выставок, общая выставочная площадь — 6 775 кв. м. Помимо галерей здесь есть библиотека и малый музей.
После музея в Коппенгагене Музей искусства ARoS является крупнейшим собранием произведений искусства Дании. Чтобы соответствовать требованиям международного художественного сообщества, необходимо было оптимизировать управление микроклиматом помещений. В этих целях компанией TAC (Орхус) была спроектирована и установлена система автоматизированного управления на базе LonWorks, защищающая произведения искусства от чрезмерой влажности и перепадов температуры (допустимые отклонения от заданных параметров для относительной влажности составляют ± 5% и для температуры ± 2 0C).
В состав каждой установки по кондиционированию, контролируемому системой управления LonWorks, входит охладитель, нагреватель и увлажнитель воздуха, что позволяет поддерживать температуру и влажность на желаемом уровне. При малом количестве посетителей или в нерабочее время воздух во всем здании рециркулируется. Датчики CO2 регулярно проверяют качество воздуха, что позволяет системе своевремменно реагировать на все изменения.
В здании работает также система естественной вентиляции: метеостанция, установленная на крыше музея, постоянно контролирует скорость и направление ветра, дождь, относительную влажность и уровень солнечного света. Кроме того, система автоматизированного управления следит за тем, чтобы воздух был равномерно распределен в помещениях, и не допускает скоп-ления более теплого воздуха высоко под потолком. В потолочную часть музея также вмонтированы датчики влажности, которые в случае скопления большого количества воды оповещают об этом систему. Все критические сигналы передаются на мобильный телефон дежурному инженеру.
Система автоматизированного управления музея базируется на высокоскоростной шине LonWorks и включает в себя шесть маршрутизаторов LonPoint для распределения информации к 23-м панелям управления. Работа приборов в системе контролируется контроллерами TAC Xenta и модулями входа/выхода; кроме того, в здании применяются тепло- и электросчетчики на базе LonWorks, контролирующие потребление электроэнергии и тепловой энергии в здании. Вся коммуникация между приборами в сети LNS осуществляется посредством инструмента сетевого управления LonMaker.
Примеры автоматизации музеев показывают, что современная технология автоматизации в состоянии выполнить самые высокие требования, какими бы специфичными они ни были. Использование платформы LonWorks для автоматизации здания не только позволило вышеназванным музеям стабильно поддерживать необходимые для хранения произведений искусства микроклиматические условия, но и привело к сокращению эксплуатационных издержек и расходов на техническое обслуживание, а также к снижению энергопотребления.
Автор: Ольга Эннс Дата: 30.03.2007 Журнал Стройпрофиль 2-07 Рубрика: интеллектуальное здание Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |