Качество строительства зданий и сооружений
Вопросам качества строительства в нашем журнале уделяется огромное внимание. Сегодня нашим читателям мы предлагаем интервью с начальником Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Александром Ивановичем Ортом.
— Что в большей степени влияет на появление дефектов на контролируемых Службой объектах: экономия заказчиков, неграмотное архитектурно-строительное проектирование, ошибки ведения строительно-монтажных работ, качество строительных материалов или нарушения при эксплуатации?
— Вы уже обозначили целый комплекс проблем, и нельзя говорить о каком-то одном вопиющем нарушении, которое влияет на качество ведения строительства объектов. Надо говорить о комплексе тех нарушений, которые часто встречаются на строящихся объектах. По итогам прошлого года нашей службой был подготовлен отчет по экспертизе, в котором отмечается резкое ухудшение качества проектной документации.
— Чем это объясняется?
— Во-первых, это объясняется тем, что за последние 7 лет создано большое количество творческих коллективов и мастерских из числа сотрудников базовых научно-исследовательских и проектных институтов. Институты были в достаточной степени укомплектованы высококлассными специалистами, имеющими колоссальный опыт работы. Что касается вновь образованных проектных организаций, то часто в них не хватает специалистов должного уровня. Кроме того, в НИИ существовали огромные библиотеки и архивы по нормативной документации. Именно по ней велось все проектирование. Таких архивов нет ни в одной вновь образованной проектной структуре. Во-вторых, за 5–7 лет нормативная документация изменилась и на сегодняшний день она носит характер добровольного применения.
— Но СНиПы никто не отменял…
— Да, но, как правило, в работе используют те нормативы, что удобнее для себя. Поскольку СНиП носит условно рекомендательный характер, многие считают, что он не обязателен для применения.
На прошедшем форуме «Государственный строительный надзор и экспертиза: пути реализации принципа «единого окна» для застройщиков на Северо-Западе России» Л. С. Баринова, вице-президент Российского союза строителей, первый заместитель председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и ЖКХ, тоже говорила о добровольном применении нормативной документации. Существуют отечественные, европейские и международные наработки по безопасности, по качеству и т. д. Мы вправе выбрать любую систему. Но в этом мы должны четко руководствоваться теми требованиями, которые там прописаны. И часто бывает так, что в проектах используется не одна, а несколько систем. Когда документация приходит на экспертизу, наша структура приводит все в единую систему норм и требований. Например, расчеты могут быть выполнены в разных системах. Поэтому очень много предпосылок для возникновения ошибок в дальнейшем уже на этой стадии. При создании Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга мы ставили основной акцент на том, что экспертиза является надзором на стадии проектирования объекта.
Экспертиза — это первый заслон недоброкачественной работы по объекту. Далее следует надзор за строительством. Много нареканий сегодня связано с отменой лицензирования. И весь 2007 г. строители находились в состоянии ожидания решения этого вопроса. Продление лицензирования — временная мера. И многие строители понимают, что можно строить все не так, как прописано.
Следующий фактор — отмена лицензирования строительных материалов. В нашей Службе был отдел, занимавшийся вопросами качества строительных материалов. Мы очень серьезно относились к этой проблеме: не допускали поступления некачественных изделий и материалов не только на строительную площадку, но и на склад готовой продукции. Мы упреждали это на самом первом этапе — проводили комплексные проверки на ДСК. Особенно это касалось новых изделий, серий. Сейчас во многих организациях не стало лабораторий, и испытания готовой продукции не проводятся.
— За последние 10 лет появилось много новых материалов и технологий, в т. ч. европейских. С какими ошибками в применении этих современных технологий сталкиваются инспекторы вашей Службы, выезжая на объекты?
— К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция к понижению качества профессиональной подготовки строителей. В неквалифицированных руках любой строительный материал можно превратить в ничто. В результате увеличивается количество жалоб на качество производства строительных работ со стороны дольщиков и инвесторов. То есть, это целый комплекс проблем.
Мы изучили опыт Германии. В этой стране существует своеобразная строительная «Библия», в которой прописаны все эталоны строительства.
Наше государство долгое время следило за выполнением всех ступеней производства и строительства. И на сегодняшний день Россия подошла к тому, что государство не должно нести ответственность за нерадивого исполнителя. Поэтому в Градостроительном кодексе четко сформулировано, что государство прежде всего разделило ответственность: за качество работ отвечает лицо, осуществляющее строительство, а за безопасность эксплуатации возводимого объекта — государство. В нашем понимании качество слагается из двух основных составляющих — безопасности и надежности. И надзор осуществляется именно по этим направлениям.
Сегодня за качество материалов и их грамотное применение ответственность несут заказчик и застройщик.
Например, материалы, поступающие на объект, должны иметь паспорт соответствия. Это контролирует технический надзор заказчика на объекте. Он также несет ответственность за приемку и применение на объекте изделий соответствующего качества, имеющих сертификаты соответствия и другие документы.
— В течение какого срока заказчик несет ответственность за построенное им здание?
— Срок определяется договором. Это может быть и 3, и 5 лет. В том случае, если в договоре этот срок не определен, то законодательством установлен на 1 год.
— Означает ли это, что через 5 лет возникающие вопросы по качеству строительства объекта не будут рассматриваться?
— Любой дефект, даже после 10 лет эксплуатации зданий, рассматривается комиссией. Но при рассмотрении таких случаев в 90% выявляется, что это вопросы несоответствующей эксплуатации зданий.
— Как вы относитесь к таким новым технологиям, как «мокрые» и вентилируемые фасады, часто применяемые на общественных зданиях?
— Эти технологии достаточно новы для России. Классическим примером отделки фасадов в Санкт-Петербурге являются штукатурка и последующая окраска.
Если в процессе ремонта фасада применены качественные материалы, работы произведены правильно, то его внешний вид будет неизменным достаточно долго.
Что касается вентилируемых фасадов, то эту технологию применяют в нашем городе при строительстве и реконструкции, и я могу сказать, что это красиво, это современно. Но, как показывает опыт Москвы (а в столице эти технологии апробированы раньше, чем в нашем городе), существует немало проблем в решении узлов таких зданий, а впоследствии — и эксплуатационные проблемы.
— А лично Вам здания из каких материалов и конструкций нравятся больше всего: кирпичные, монолитные, железобетонные, деревянные?
— По экономическим и строительным показателям здания из разных материалов отличаются достаточно сильно.
Считается, что здания из кирпича — это на века, а, скажем, здания, построенные по «канадской» технологии, не для российского человека. Хотя по многим показателям эти здания нисколько не хуже. Если в таком доме установить современное оборудование, т. н. «интеллектуальный дом», то я считаю, что это достаточно комфортабельное и современное жилье.
Что касается панельного и монолитного домостроения, то это вариации конструктивного характера.
Массовая квартальная застройка 70–80-х гг. включала в себя не только «панельные дома», но и кирпичные, созданные по индивидуальным проектам, определяющие архитектуру целого квартала. На конец 90-х гг. во многих районах нашего города оставались пятна под застройку именно кирпичных зданий. Ведь построить здание из кирпича — более трудоемкий процесс, чем возведение объекта из железобетона. В те годы не хватало квалифицированных каменщиков, а пять действующих в то время ДСК производили достаточно продукции.
Сейчас 30% домов строится из кирпича.
Применение же монолитного бетона позволяет более гибко подойти к решению планировки, а фасад можно сделать любой: из кирпича, панелей, сэндвич-панелей и др.
Автор: по материалам редакции Дата: 31.01.2008 Журнал Стройпрофиль 1-08 Рубрика: стройплощадка Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |