Публикации »

Забытые резервы эффективности. Безопасность

Сегодня забота о сохранении населения страны — это государственная политика, реализуемая в рамках приоритетных национальных проектов. По данным Росстата, численность населения к началу 2020 г. при прогнозируемом росте рождаемости составит 136,2 млн. человек, что на 7,3 млн. меньше, чем в 2005 г. Убыль населения будет определяться прежде всего его старением. К 2011 г. снижение численности населения России должно прекратиться, а с 2015-го начнется постепенный рост. К 2025 г. численность граждан России достигнет 145 млн. человек, после чего рост населения приобретет стабильный и долгосрочный характер.

В стране принята Концепция реформ в сфере демографии, рассчитанная до 2025 г. Однако она направлена, главным образом, на повышение рождаемости. По заявлению Дмитрия Медведева, Правительство будет заниматься демографическим развитием самым серьезным образом, финансирование демографических мероприятий включено в трехлетний бюджет. В России в октябре 2007 г. родилось 154 тыс. детей, то есть на 18% больше, чем в 2006 г. Более того, по данным Дмитрия Медведева, за последние десять месяцев в России родилось 1 млн. 332 тыс. детей — это на 8% больше, чем за тот же период в прошлом году.

В 2006 г. младенческая смертность снизилась на 7,3%, а материнская — на 6,5, что, безусловно, может только радовать. То есть эти меры восполнения трудовых ресурсов носят весьма долгосрочный и отнюдь не обязательный характер.

Человеческие потери — результат развала промышленности в 90-е годы. Когда рухнуло производство, смертность подскочила вдвое. По данным Михаила Ефимкина, профессора, доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института истории СО РАН, в России за эти годы вымерло 33% людей в возрасте 30–38 лет. Отсутствие преемственности и эффективного профобразования только усугубило ситуацию. Учить и воспитывать будущие кадры к моменту их созревания, возможно, будет уже некому.

С 2005 по 2020 гг. трудоспособное население у нас сократится на 13,6 млн. человек («Российская газета» № 4310 от 7 марта 2007 г.), что может нанести серьезный удар не только по экономике. Уже сегодня у работодателей появляется потребность в рабочих руках, но подход к привлечению рабочей силы поменялся. Надежда на пополнение кадров за счет мигрантов чревата последствиями. Ведь никто просто так не станет менять привычное место проживания, климат и близкое окружение. Западные страны вынуждены уже сами содержать потомство привлеченного некогда трудового ресурса. Результаты миграционного попустительства ощутили на себе и южные братья славяне, у которых недавние беженцы, нашедшие приют в историческом сердце чужой страны, отобрали его на правах суверенитета, доказав простую зависимость: чем больше народа — тем больше суверенитета.

Помимо того, что до настоящего времени в России не задействованы эффективные меры контроля за состоянием здоровья (и речь идет не о грыжах или аппендицитах гастарбайтеров, а куда более опасных заболеваниях), присутствие в стране практически неконтролируемых легионов иноземцев обостряет и криминогенную ситуацию. Нелегальная и низкооплачиваемая иностранная рабочая сила — демпинг на российском рынке труда и, следовательно, дополнительная причина социальной напряженности и ксенофобии.

Статистика показывает, что депопуляция, спрогнозированная еще советскими демографами после переписи 1979 г., не компенсируется миграционным приростом. У нас скверный суммарный коэффициент рождаемости — 1,32–1,35 человека на семью, плохая статистика смертности: трудоспособное мужское население во множестве умирает от так называемых неестественных причин — в результате убийств, самоубийств, несчастных случаев. По показателю смертности в трудоспособном возрасте мы находимся на уровне, сопоставимом с африканскими странами. Уровень травматизма на производстве — опять же самый высокий в Европе. И это не просто общие цифры, за ними стоит печальная, а часто и весьма трагическая реальность.

По заявлению Сергея Степашина, председателя Счетной палаты Российской Федерации, нас не может устроить 62-е место России в мире по продолжительности жизни и 32-е — по индексу развития человеческого потенциала, да и второй, чуть более высокий показатель держится только за счет уровня советского образования. По мнению Дмитрия Медведева, для снижения смертности россиян трудоспособного возраста работодатели недостаточно уделяют внимания сохранению здоровья работающего человека. Поэтому в концепции демографического развития страны важнейшим блоком должны стать вопросы, связанные с безопасностью и охраной труда, то есть напрямую влияющие на продолжительность жизни и саму возможность воспроизводства. Практически ставшие регулярными трагические случаи на строящихся объектах говорят о том, что в сфере безопасности труда назрели неотложные перемены.

Состояние охраны труда до последнего времени интересовало лишь инспекторов Федеральной службы по труду и занятости — Роструда, да и то от случая к случаю. Попасть на строительный объект подчас непросто, а предъявить претензии — и того сложней. Неразберихе помогли также дилетанты-политики, скороспелые реформаторы-госчиновники и новоявленные либералы-депутаты, отменившие обязательность применения строительных норм. Федеральный закон «О техническом регулировании» поменял всю конструкцию нормативных актов применительно к правилам по охране, а также к стандартам безопасности труда. Поэтому, как считает руководитель Роструда Максим Топилин, пока нет внятного подхода к этой теме, он только вырабатывается, необходимо пересматривать массу документов. Все, что связано с производственным травматизмом, вообще со смертностью в трудоспособном возрасте, во многом зависит от условий труда. В то же время сегодня нет точных данных о состоянии рабочих мест. Есть отчеты Росстата с обследуемых предприятий, но это всего 15% предприятий. Это выборочные обследования. И пока сами граждане не станут активно защищать собственные права и «голосовать ногами», а не скрывать факты нарушения трудового законодательства заодно с работодателями, никакой инспектор не поможет.

Если советское строительство с точки зрения эстетики было спорным, то с позиции надежности его уровень был на высоте. Бурное строительство конца 90-х прошлого века изменило лицо строительного рынка. Выяснилось, что для больших объемов строительства у нас нет квалифицированных кадров. Но рынок требовал, и кадры находились в соседних государствах — бывших республиках Союза. Однако нет смысла лукавить: это в основном не специалисты, а люди, имеющие к строительству отдаленное отношение. Из-за отсутствия достойно оплачиваемой работы в строители подались учителя-ботаники, врачи-педиатры, люди в мундирах, инженеры всех специальностей, заводские рабочие. В максимально доходный бизнес (из легальных) пришли лихие предприниматели с мешками денег и в соответствии с духом времени сломали отработанные правила организации производства. Однако многим из ничего не смыслящих в строительстве, с позволения сказать, «девелоперам» по мере освоения бизнеса пришлось «поделиться» или растерять часть состояния по причине собственных ошибок и просчетов. Результат — экономия на всем, что не относится непосредственно к собственной персоне. Обладатели заграничной движимости и недвижимости в отечественном производстве применяют по большей части материалы сомнительного качества и оборудование неопределенного технического состояния. А вырастающие объекты недвижимости не предполагают затрат на страховку и сохранение чужих жизней и здоровья. Пока ни у работника, ни у работодателя, помимо доброй воли и так называемой «социальной ответственности», к сожалению, нет никаких экономических стимулов для улучшения технической оснащенности и условий труда. Как бы это цинично не звучало, но соответствующее оборудование появится лишь там, где работодателю обеспечить безопасность будет стоить дешевле похорон.

Безусловно, военные потери в мирном строительстве не могут продолжаться бесконечно. Ситуация в экономике должна принципиально измениться. Безопасность труда обязана стать экономической категорией, а работодатель — оплачивать в принудительном порядке страховку в соответствии с конкретным состоянием рабочих мест. Оценивать же риск и определять реальный страховой тариф необходимо по результатам проведения аттестации рабочих мест. Есть закон об оценочной деятельности на рынке недвижимости, есть компании, которые имеют лицензию или аккредитацию, есть и надзирающий орган, который проверяет, должным ли образом компании оценивают рынок. Но в сфере охраны и безопасности труда ничего подобного пока нет. Все это надо срочно создавать.

Приоритетным направлением в работе по дальнейшему улучшению условий труда должно стать создание безопасных технологических процессов и оборудования, эффективных форм организации труда и производства, исключающих вредные воздействия на организм человека. Главными должны стать профилактические меры технологического характера, поскольку они влияют на причины неблагоприятных условий труда.

Переход к рыночным отношениям требует все больших средств на создание безопасной техники и на этой основе сокращения затрат на компенсацию неблагоприятных условий труда. Цивилизованные и гуманные перемены в условиях труда неизбежны в государстве, входящем в ВТО. При этом надо заметить, что при существующих различиях в законодательстве стран сообщества различия есть и в требованиях к оборудованию. Так, например, немецкая опалубка Dokaset F адаптирована к особым требованиям техники безопасности французского потребителя. Казалось бы, и без того безопасные рабочие подмости с задними, боковыми защитными перилами и калиткой и надежно закрепленные к опалубке, они во французском варианте оснащены вместо интегрированных лестниц из штатной комплектации — встроенными с откидными люками в настиле. Кроме того, при особой надобности и лестницы, и выход на подмости оснащаются дополнительными предохранительными дугами, независимо от степени индустриальной готовности опалубки, будь то модульная крупнощитовая, мелкощитовая или разборная опалубка стен. Другой известный производитель — фирма PERI — предлагает к собственной опалубке перекрытий испанскую систему предохранения от падений Alsina, имеющую у себя на родине название Alsipercha. Превентивная система, работающая по принципу, знакомому каждому автолюбителю, пользующемуся инерционным ремнем безопасности, позволяет рабочему уверенно перемещаться на 125 кв. м вокруг вращающейся на 3600 г-образной стальной конструкции, установленной в замоноличенный в колонну конус. Сама колонна от этого становится только прочнее.

Продолжение следует

Автор: В. Ю. Еранов
Дата: 07.06.2008
Журнал Стройпрофиль 4-08
Рубрика: безопасность. огнезащита

Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной.

просмотреть в формате Adobe Reader



«« назад