Российский рынок цемента в условиях кризиса
Бетон, цемент — хлеб строительства. Такое почтительное отношение к этим материалам у наших строителей уже стало традиционным. За состоянием развития цементной отрасли всегда пристально наблюдают. И сейчас, в условиях кризиса, это внимание не ослабевает. Поэтому мы обратились к генеральному директору аналитического агентства «Амикрон-консалтинг» О. М. Киюциной с просьбой проанализировать состояние российского рынка цемента в условиях кризиса.
— Ольга Михайловна, как давно ваше агентство анализирует ситуацию на рынке цемента?
— Подробно анализировать ситуацию на региональных рынках цемента мы начали в 2008 г., в 2009 г. продолжили эту работу. В процессе анализа мы используем систему обработки информации, разработанную нашими аналитиками. Она позволяет проводить межрегиональные сравнения, оценивать изменения позиции региона и отдельных предприятий в формировании общероссийских показателей, отслеживать ценовую динамику, оценивать динамику и сезонность производства, эффективность использования и загрузку производственных мощностей, оценивать ход реализации инвестпроектов. И что, пожалуй, самое главное, используемая система предоставляет возможность в быстрые сроки обновлять информацию. В итоге, можно владеть ситуацией и с достаточно высокой точностью делать прогнозы. Так, в ноябре 2008 г., когда еще не было данных до конца года, нам удалось со 100%‑ной точностью предсказать объемы производства за 2008 г.
— Для каких компаний-производителей цемента проводило аналитические исследования ваше агентство?
— В 2008–2009 г. в агентство обращались многие компании: «Альфа-цемент» (Holcim), Heidelbergcement, «Сода», «ТД Искитимцемент» (РАТМ), «Учуленский цементный завод», «КХД Гумбольдт Инжиниринг», «Лафарж», «Семейцемент» (Казахстан), Верхнебаканский цементный завод, «Углегорск-Цемент».
— Хотелось бы прояснить ситуацию с цементом по самому последнему периоду, связанному, кроме финансовых проблем, с кризисной ситуацией на отечественном строительном рынке. Но не менее интересна и динамика развития отрасли за длительный период. Что можно отметить конкретно по производственным показателям?
— Финансовый кризис оказал на производство цемента негативное влияние: если до начала 2008 г. имелась нехватка производственных мощностей, то к концу 2008 г. наблюдался избыток предложения российского цемента.
После весьма успешного 2007 г., когда производство цемента достигло почти 60 млн. т, в 2008 г. произошел спад — выпуск цемента сократился более чем на 10%. Данная ситуация связана как со снижением объемов спроса на внутреннем рынке в конце 2008 г., так и увеличением импорта цемента по более низким ценам, который начал вытеснять российскую продукцию с рынка. Причем, по нашим оценкам, по итогам 2008 г. спада в потреблении не было, оно даже выросло (хотя и незначительно). Снижение объемов производство объяснялось как раз импортозамещением.
Кризисные явления стали заметны в цементной отрасли в мае 2008 г., когда выпуск цемента по отношению к маю 2007 г. уменьшился на 4%. В июне производство сократилось еще на 13%, а всего по I полугодию — на 2%. Во II полугодии данные негативные тенденции продолжили свое развитие: сокращение производства цемента происходило ежемесячное. В итоге, за II полугодие 2008 г. объемы производства цемента в России сократились на 17%.
Негативная динамика продолжилась и в 2009 г.: производство цемента в январе сократилось на 44,3% (по отношению к аналогичному периоду 2007 г.) и составило всего 1,6 млн. т. В феврале падение было на уровне 33,9%.
Всего за первые два месяца 2009 г. производство цемента в России сократилось на 38,5% (по сравнению с аналогичным показателем 2008 года). Суммарный объем производства за январь — февраль составил 4,1 млн. т.
— Что можно сказать об импортных поставках цемента в Россию?
— До 2006 г. импорт цемента в Россию был весьма незначительным менее 1 млн. т в год. С ростом дефицита на внутреннем рынке и повышением цен на цемент объемы импорта существенно выросли. Если в 2006 г. они составляли всего около 1% видимого потребления, в 2007 г. — около 4%, то в строительный сезон 2008 г. импортные поставки превысили 10% общего объема потребностей российских компаний.
Рост импортных поставок объясняется и тем, что с конца 2007 г. в России нулевая ставка на ввоз импортного цемента была введена как временная мера, направленная на сокращение дефицита цемента в России. Срок действия нулевой пошлины истек в сентябре 2008 г., однако многие зарубежные поставщики, столкнувшись со снижением спроса на цемент на внутренних рынках (в связи с мировым финансовым кризисом), были готовы снижать цены поставок своего цемента в Россию. В особенности это касается турецких производителей, предлагающих весьма выгодные условия.
— Что бы Вы отметили в ценовой ситуации за последние годы?
— В 2006–2007 гг. рынок цемента переживал бум развития.
И дело было не только в росте объемов производства, и раньше ежегодный прирост выпуска цемента составлял от 6 до 10%. Наиболее важной тенденцией стало повышение уровня цен на этот материал.
Причем нельзя сказать, что данное повышение было необоснованным: в условиях рыночной экономики рост цен провоцируется высоким спросом при ограниченном объеме предложения. Искусственного сокращения производства не наблюдалось, поэтому говорить о нерыночных механизмах повышения цен (в том числе за счет установления монопольного положения) на цемент нет оснований. Кроме того, для цементников определенным оправданием повышения цен может стать высокая ценовая динамика на рынке недвижимости: в условиях высокого подорожания рыночной стоимости 1 кв. м и роста рентабельности строительной деятельности производители базового стройматериала посчитали для себя разумным повысить и свои цены.
В июле 2008 г. цены на цемент начали быстро снижаться как из-за большого объема импорта, так и из-за сокращения объемов потребления и понижения уровня цен производителями в конкурентной борьбе с импортом. Несмотря на повышение таможенных пошлин снижение уровня цен на цемент продолжается и в настоящее время, что связано с низким уровнем спроса на внутреннем рынке.
— Как, по Вашему мнению, кризис повлиял на цементную отрасль?
— Помимо снижения объемов спроса, в условиях сокращения банковского кредитования наиболее заметной тенденцией в отношениях с потребителями стало увеличение дебиторской задолженности и переход к бартерным операциям.
Вероятнее всего, производителям цемента придется работать в долг или останавливать заводы. Некоторые строители уже предлагают цементникам расплачиваться по бартеру, т.е. квартирами.
В условиях кризиса любые расчеты на рынке посредством денег приходится сводить к минимуму.
В декабре 2008г. правительство пообещало выделить средства на поддержку системообразующих организаций. В этот перечень изначально было включено 14 проектов строительства цементных заводов. Однако до сих пор никаких конкретных мер так и не было принято, проект все еще находится в стадии доработки. В данный перечень вошли проекты: «Евроцемент групп» («Подгоренский цементник», Воронежская область), «РАТМ Цемент» («Искитимцемент»), «Сибирский цемент» (Красноярский цементный завод), «Мордовцемент», «Новоросцемент», Востокцемент, «Себряков-цемент». Ранее также было озвучено, что в список войдут «Базэлцемент» Олега Дерипаски (Серебрянский цементный завод), «Интеко» («Атакайцемент») и Группа «ЛСР». Однако по перечню эти компании входят в отрасль «Строительство».
На сегодняшний день рентабельность цементного бизнеса все еще остается высокой. По данным экспертов, производственная себестоимость составляет от 1,2 до 2 тыс. руб., и до порога рентабельности ценам снижаться предстоит еще долго.
Именно поэтому ведущие игроки подтверждают планы строительства заводов, однако все еще ждут помощи от государства.
— Что вы можете сказать о текущей ситуации на строительном рынке?
— По нашему мнению, рынок «замер» в ожидании строительного сезона, который пока так и не начался. Основной причиной мы считаем ожидания крупного бизнеса действий властей по поддержке строительной отрасли. Пока что бизнесу и власти не удалось договориться. В марте федеральные власти вышли к застройщикам с предложением выкупить жилье по сниженным ценам. Государство было готово выкупать в регионах практически готовое жилье в пределах 30 тыс. руб. за кв. м, на эти цели было зарезервировано 100млрд. рублей. Однако это предложение не вызвало энтузиазма у застройщиков.
И все-таки, наверное, ситуация не столь плачевна, как об этом говорят строители. В условиях, когда компания находится на грани банкротства, она вряд ли будет отказываться от предложений по продаже, пусть и за минимальную цену. Но минимальная цена за проданные объекты не позволит развивать бизнес в дальнейшем, если и отсрочит банкротство, то на очень небольшой срок.
Позицию строителей вполне можно понять: на сегодняшний день значительная доля расходов приходится не на само строительство, а на обременения со стороны государства. Застройщики вынуждены нести значительные затраты на обеспечение административной составляющей и инженерии. В условиях сверхприбылей и свободного доступа к кредитным средствам эти обременения были ощутимыми, но достаточно легко покрывались за счет собственных или привлеченных источников финансирования. Сейчас же, когда стоимость кредита повысилась, а спрос снизился, «лишние» расходы гораздо более чувствительны.
То, что строительная отрасль в условиях кризиса может стать локомотивом для развития экономики, понимают многие. У нас в стране слишком низок показатель обеспеченности жильем. Спрос сократился под влиянием кризиса, но он достаточно быстро восстановится. А предложение как было ограниченным, так и остается.
Из текущей непростой ситуации и государство, и строители пытаются получить максимальную выгоду для себя. Власти пытаются перестроить систему ценообразования в строительной отрасли и снизить цены на жилье. Строители стремятся снизить себестоимость строительства за счет административной составляющей.
По мнению аналитиков «Амикрон-консалтинг», значительного снижения уровня цен на жилье в ближайшее время не будет. Мы проводили подробный анализ ценовой динамики на рынке. Как оказалось, рост цен начался со вторичного рынка, и лишь затем повышением отреагировал первичный рынок. Нового жилья строится катастрофически мало. Из 3 млрд. кв. м жилого фонда за последние 5 лет было построено всего 260 млн. кв. м, т. е. менее 9%. На первичный рынок приходится всего около 2–3% жилого фонда, основная доля — это вторичное жилье. И ситуацию на рынке диктуют не строители, и не покупатели, а собственники вторичного жилья. Большинство владельцев квартир пойдет на снижение цен при продаже только в критической ситуации, так как жилье все еще остается наиболее эффективным средством сбережения капитала. Поэтому, как бы ни снижали уровень цен строители, на среднерыночном уровне цен на жилье это практически не скажется. По прогнозам аналитиков «Амикрон-консалтинг», цены на жилую недвижимость снизятся в краткосрочной перспективе не более чем на 20%.
Пока ясных механизмов господдержки строительной отрасли так и не было прописано. Правительство приняло решение вложить средства в заказ жилья эконом-класса, но как будет реализоваться подобные проекты — пока не понятно.