Публикации »

Моральный кризис

Прикрываясь разговорами о кризисе, собственники строительных компаний поспешили избавиться как от гастарбайтеров, так и от интеллектуальной элиты отрасли. При этом не всегда честно и расплатившись. Рано или поздно спад сменится подъемом, и приоритеты должны будут измениться в пользу ценностей нематериальных. Но на новой фазе экономического развития уже кризис доверия не позволит аморальному собственнику оперативно сформировать команду профессионалов.

Возникший год назад в США и охвативший весь цивилизованный Запад благодаря всепроникающей глобализации кризис внезапно, как это случается в России, из мирового превратился в отечественный. Предпосылок, как внушалось населению, вроде бы не было. Кубышки в виде фондов с астрономическими суммами в самых твердых мировых валютах и непотопляемых ценных бумагах сохранены от него же, алчного населения, за рубежами. Цивилизованной рыночной экономики как не было, так и нет. И напротив, налицо пресловутая самобытность страны с традиционно собственным путем развития.

Первыми последствия кризиса на себе ощутили банки, упустившие момент начала кризиса ликвидности. А поскольку мировой финансовый кризис затронул как раз этот сектор, правительство незамедлительно отреагировало и приняло оперативные меры по поддержке банковской системы оздоровления кредитных учреждений, оказавшихся неспособными исполнять свои обязательства. И как было их не поддержать: не продавать же банкирам виллы с яхтами, не открывать же так хорошо спрятанные валютные заначки, не отменять же в разгаре сезона отдых в Куршевеле?!

И теперь российским банкам в условиях финансового кризиса, по мнению премьер-министра России Владимира Путина, уже ничего не угрожает — они получили достаточно средств. Итоги 2008 года были признаны положительными для России. Несмотря на мировой финансовый кризис, внутренний валовой продукт вырос почти на 7%, а производство — на 5%. Рост инфляции составил 13,3%, что выше, чем ожидалось, но и это обосновывается, в частности, уже упомянутыми выше большими денежными вливаниями, которые были направлены на стабилизацию экономической ситуации в стране. В. В. Путин считает, что России вполне по силам пережить кризис с незначительными для нее последствиями. И, в среднем по стране, скорее всего, так и будет.

Столь же оптимистичен и президент страны Дмитрий Медведев. По его мнению, национальные проекты должны быть реализованы в полном объеме независимо от всяких кризисов, проблем и сложностей текущего периода. Правительство должно профинансировать все обязательства на 2009 год в полном объеме. «Именно потому, что национальные проекты играют весьма значимую роль в социальном развитии страны, и, надо признаться откровенно, они в целом доказали свою эффективность за те годы, пока мы с вами совместно ими занимались», — сказал президент. Кроме этого, он дал понять, что жилищные объекты, строительство которых уже началось, должны быть сданы в срок.

Итак, цели определены, задачи поставлены, и пора бы увлечься работой. Однако, несмотря на встречное вливание денег государством банки прекратили предоставление кредитов как на вновь открытые объекты строительства, так и на уже возведенные с готовностью менее 50%. Не стало денег — закончилась ипотека. Сыграв в свое время лишь роль стимулятора роста цен на недвижимость, новопреставленная, как и предполагалось, доступностью жилья так и не обеспечила. Рынок замер и остановился.

Цены на жилую недвижимость практически перестали расти еще прошлым летом. Многие аналитики уже тогда предрекали скорую коррекцию цен. Сначала завуалированно, в виде дополнительных квадратных метров, а то и комнат, затем с дисконтом, сейчас же, не привлекая внимания, девелоперы снизили цены с 14 до 50% от прежнего. И это при том, что недвижимость к «скоропортящемуся» продукту не относится. Тем более — зимой.

Не стало продаж (а на дольщиков приходится около 20% инвестиций) и дешевых кредитов — наступила пора оптимизации издержек, остановилось строительство, еще достаточно активное в Москве, в регионах оно практически прекратилось.

Банкиры увлеклись американской экономикой, рискуя благополучием простых людей. Теперь же на практике, с запозданием хронических второгодников, им приходится сознавать, что экономика и финансы у нас, оказывается, не совсем одно и то же. А петля на шее отрасли, по мнению строителей, затягивается все плотнее, и вот-вот наступит удушье.

В сентябре в Новосибирской области было введено 166 тыс. кв. м, что на 4,8% меньше показателя прошлого года. Гораздо более ощутимым стал спад строительства многоквартирных домов: –11,8% к сентябрю 2007 г. За весь 2008 г. снижение совокупных объемов строительства к уровню 2007 г. фиксировалось лишь однажды — в июне (отставание составило 2,1%). Но строительство многоквартирных домов тогда росло — на 14,4%. В сентябре впервые снизился объем строительных работ: в денежном выражении — на –2,7% к сентябрю 2007 г. (в приведенных ценах). По заявлению начальника инспекции Госстройнадзора Новосибирской области Виталия Ивлева, на конец года работы практически прекращены на 43% стройплощадок Новосибирска, еще примерно на 40% работы как-то ведутся и лишь менее чем на пятой части стройплощадок идет нормальный строительный процесс.

Тем не менее, с лихвой восполняя проблемы в образовании ростовщиков, вводится в действие закон об ипотеке. Заботливое государство в опеке заевшихся кредиторов узаконило взимание задолженности по кредиту на квартиру без судебного разбирательства, если сумма задолженности превышает 5% от заложенного имущества. Массовые выселения и «обомжествление» должников становятся неизбежными.

Анализируя ситуацию на строительном рынке страны, эксперты Ассоциации строителей России отметили, что банки практически полностью остановили кредитование инвестиционных строительных проектов из-за существенного снижения ликвидности и качественного роста рисков нереализации готовых жилищных объектов. Кроме того, резко снизились объемы ипотечного кредитования. Почти в 20 раз сократилось количество банков, выдающих ипотечные кредиты. Только около 15 банков сохранили ипотечные программы. При этом 80% объема ипотечного кредитования приходится на долю пяти крупнейших, в основном государственных, банков.

Произошла массовая остановка продаж жилья, связанная с ожиданием потенциальными покупателями падения цен на недвижимость и с сокращением объемов ипотечного жилищного кредитования. По словам президента Ассоциации строителей России Николая Кошмана, темпы роста объема ввода жилья снизились почти в шесть раз по сравнению с 2007 г. На 2009 г. спад прогнозируется еще на 20%. Проблема была заблаговременно озвучена, однако предупреждения не пошли впрок тугим на ухо власть предержащей.

Все это лишь в незначительной степени объясняет глубину и сложность ситуации. Упавший спрос на продукцию строительства спровоцировал сокращение производства строительных материалов. При этом высвободились значительные трудовые ресурсы — те, что еще недавно были в дефиците. Речь тогда шла не только о недостатке профессионалов, но и о физическом отсутствии рабочих рук любой квалификации. По мнению экономистов, трудовые ресурсы были исчерпаны, и настала пора переходить от экстенсивной модели экономического роста к повышению производительности труда.

Предприятия и регионы оказались перед выбором: либо резко повышать производительность труда, либо отказаться от амбициозных инвестиционных проектов, либо привлекать гастарбайтеров. Ныне отрасль, обеспеченная профессиональными кадрами по самой простой модели — в значительной степени за счет мигрантов из ближнего и весьма отдаленного зарубежья, вынуждена отпустить их на волю. Хотя работодатели не со всеми расплатились. Последнее не могло стимулировать людей, враз ставших лишними, воспользоваться перспективой преждевременной встречи с родственниками, причем налегке.

Государство, не отвлекаясь по пустякам, огранивается лишь призывами должников к гуманизму, оставив законодательное регулирование без изменений. Но практика действий у «кидал» уже давно отработана. Условно говоря, до мигрантов из Таджикистана дом возводится турецкими рабочими. Заказчик, не заплатив им, просит освободить площадку. Следующие гастарбайтеры эту историю знают и боятся, что с ними поступят так же. При этом нередко изгоями становятся не только дети гор, степей и пустынь, но и свои же россияне из-за Урала. Цинизм и подлость капитала не имеют расовых преференций. Более того, преимущество в решениях имеют по определению не корпоративные интересы общего дела, а имущественные выгоды конкретного человека.

Гастарбайтеры, естественно, отказываются и работать, и уезжать, требуя выплатить им долги по зарплате, усугубляя, по ходу разбирательства, криминогенную обстановку в регионе временного проживания. При этом наниматели просят мигрантов соблюдать трудовой договор, национальные диаспоры призывают земляков к спокойствию, а заказчики объектов строительства выставляют на площадках охрану. Рабочих же понимать никто не хочет. Как правило, у них нет денег не только на еду, но и на обратный проезд — на работу зачастую они ходят пешком с самых окраин.

В ноябре 2008 г. PricewaterhouseCoopers провела обзор «Меры в сфере управления персоналом для предотвращения или преодоления кризиса» (www.totalreward.ru). Участниками обзора стали 123 крупнейшие компании различных секторов экономики, из которых 53% — российские, 40% — международные, 7% — компании со смешанным капиталом.

Исследование показало, что 94% участников планируют или уже ввели некоторые изменения в сфере управления персоналом, реагируя на ухудшение экономической ситуации на рынке, 89% респондентов планируют или уже ввели изменения в структуре вознаграждения и только 5% компаний снижают базовую заработную плату. Большинство участников отметили, что зарплата либо останется на уровне 2008 г., либо повысится незначительно (в среднем около 10%), но это увеличение будет меньше ранее запланированного на 2009 г. Некоторые компании планируют увеличение только с целью компенсации потерь от инфляции. Абсолютное большинство участников исследования — 91% — снижают или вообще отказываются от повышения краткосрочного вознаграждения (годовой бонус). Менее 10% респондентов планируют изменение в программах долгосрочного вознаграждения. В основном изменения в структуру вознаграждения планировалось вводить с января 2009 г.

Компании сокращают или «замораживают» расходы, связанные с управлением персоналом, включая фонд оплаты труда, расходы на корпоративные мероприятия, обучение и развитие, наем персонала и командировки. В общей сложности 48% компаний рассматривают сокращение персонала как необходимую меру оптимизации численности персонала в среднем на 10%, 79% участников уже в октябре — ноябре прекратили наем персонала на новые позиции. Причем около 75% российских компаний сократили расходы на наем персонала, обучение и развитие. Среди международных компаний расходы на наем сократили 56%, а на обучение и развитие — 36%.

Более половины компаний сократили штат еще в период с сентября по ноябрь 2008 г., в I квартале 2009 г., а некоторые готовятся сделать это во II квартале 2009 г.; 56% компаний планируют увольнять определенный процент работников каждого подразделения. Наиболее распространенным способом является увольнение по соглашению сторон (94% респондентов), 67% компаний планируют увольнять сотрудников по сокращению штата в соответствии с законодательством, а 46% сообщили об увольнениях по собственному желанию.

Около 60% участников планируют измнить или уже изменили политику предоставления дополнительных льгот своим сотрудникам. Компании сокращают лимиты мобильной связи, предоставление в пользование работникам автотранспорта. 15% компаний, предоставлявших работникам льготы на питание, медицинскую страховку (или дополнительное добровольное страхование жизни), сокращают данные статьи расходов, уменьшая их объемы и количество участников или меняя провайдера услуг в поисках более выгодных условий. Некоторые компании уже в IV квартале 2008 г. или с января 2009 г. приняли решение об отмене медстраховки для работников. Около 10% компаний, которые осуществляли выплаты по больничным листам и отпускам по беременности свыше установленных законодательством, проинформировали об отмене или снижении таких выплат. Чуть менее 35% компаний, предоставляющих специальные условия работникам для получения кредитов на льготных условиях, сообщили об изменениях в данных программах, включая повышение ставки по кредитам для работников, повышение требований к заемщикам и условиям кредитования, а также о приостановке или отмене действия программы.

Несмотря на вышеописанные меры, практически все участники исследования понимают, что удержание ключевых сотрудников является одним из основных факторов достижения успеха в будущем.

Надо отметить, что, скорее всего, единого понимания «востребованности» абстрактного сотрудника при этом не вырабатывалось. Как показывает практика, чаще всего в контингент избранных попадают лояльные руководству и не самые высокооплачиваемые специалисты, пусть даже не самой высокой квалификации, позволяющей поддерживать жизнеспособность производства без креативных изменений и новаций. Затраты на новую технику и НИР, и без того зачастую весьма незначительные, урезаны до предела. Некоторым спросом пользуются лишь запчасти для предпродажного восстановления распродаваемого оборудования.

Участники исследования отметили, что с 2009 г. абсолютное большинство компаний начнет жить по урезанным бюджетам. В результате общего сокращения заработной платы на рынке у компаний появится возможность привлечения хороших специалистов на выгодных условиях. В то же время профессионалам старше 40 лет работу будет найти сложнее, чем молодым специалистам. При этом компании ожидают от персонала и своих сотрудников повышения лояльности и, как следствие, более высокой отдачи.

Призыв президента извлечь из кризиса для себя выгоду бизнес понял, по привычке, как приглашение к спекуляциям — теперь уже на бывших соратниках. Ведь вместо разъяснения трудностей очередного переходного периода и уговоров «ужать» потребности можно просто воспользоваться ситуацией и уволить высокооплачиваемых специалистов. К тому же и при стабильном производстве, и при его спаде заполнить вакансию менее требовательным и малоразговорчивым кандидатом пока нет проблем.

Учитывая эти обстоятельства, ожиданиям «лояльности и высокой отдачи сотрудников и персонала» должно сопутствовать и понимание, что с подъемом экономики и возникшим кадровым голодом изгнанные ранее «хорошие специалисты» вряд ли будут дышать в затылок друг другу в очереди на разгребание завалов, образовавшихся за время их вынужденного отсутствия. Кроме того, отдельные демагогические заявления о краткосрочности кризиса следует рассматривать как пропаганду, не имеющую ничего общего с реальностью. Кризис 90-х показал, что в России проблемы быстро не заканчиваются, а вернуть уволенный и обманутый персонал уже не удается. За период кризиса творческие личности либо деградируют, либо находят иную сферу применения своим талантам. Новые же таланты, как показал предшествующий кризису «сытый» период, даже в лучшую пору формируются не вдруг и не везде, и не факт, что вообще формируются.

Кризис экономический не столь опасен, как кризис морали. Даже годы спустя у единомышленников босса вряд ли найдется понимание пережитого предательства и лжи, которые тот допустил в целях своего личного выживания.

По расчетам специалистов Deutsche Bank, рост занятости на 1% приводит к росту ВВП на 1,3%. Теперь, когда рост занятости остановился, замедлился и рост экономики. Для восстановления темпов строительства и выхода строительной отрасли из тупика Николай Кошман предлагает государству участие в соинвестировании строительства в виде отказа от взимания платежей за землю, а также установления разумной платы за подключение к сетям и лимитов на ресурсы в интересах инвестора, ликвидируя тем самым назревающие социальные последствия кризисных явлений.

Принято считать, что главный «друг государства» — крупный собственник. В его руках сосредоточены значительные материальные и прочие ресурсы — налоговая база для формирования бюджета страны. Однако следует помнить, что собственника заботит не это. Его интерес — в продолжении личного присвоения ценностей, а отнюдь не в «зарабатывании» денег для нужд государства. Воровство как материальных активов, так и интеллектуального капитала — явление распространенное, процветающее благодаря снисходительности государства в связи с его надеждой на рост налоговых поступлений. В удешевлении масла для населения страны не замечен ни один из магнитов, а в уводе материальных средств от налогов — сплошь и рядом. Друг государства — тот патриот, трудом, умом и старанием которого крепнет прежде всего интеллектуальная мощь страны. Нематериальные активы в оценке национального достояния развитых государств составляют до 90%. И лишь «туземные» экономики довольствуются «перьями, бусами и перламутром» обветшавших производств эпохи недоразвитого капитализма.

Автор: В. Ю. Еранов
Дата: 25.05.2009
Журнал Стройпрофиль 4-09
Рубрика: стройплощадка

Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной.

просмотреть в формате Adobe Reader



«« назад