Публикации »

Современная архитектура городов России. Челябинск и Новосибирск

В этом номере нашего журнала редакция предлагает вниманию читателей интервью с главными архитекторами городов Челябинска и Новосибирска, в котором они рассказали о наиболее интересных зданиях, построенных за последние несколько лет, а также о материалах и технологиях, применяемых для их строительства.

ЧЕЛЯБИНСК

рассказывает главный  архитектор  горда  Н. И. ЮЩЕНКО

За последние несколько лет в Челябинске, как и во всей России, наблюдался строительный бум. Облик города стал стремительно меняться. Характерной технологией строительства в предыдущие годы явилось панельное домостроение. Как ни странно, из всех видов конструкций для жилищного строительства только в России панельное домостроение самое дешевое, тогда как во всем мире монолит стоит дешевле. Строились железобетонные заводы — город получался панельным.


Постепенно изменилась конструкция современных панелей: они стали полностью соответствовать требованиям по теплопроводности. Сегодня ЖБ панельное домостроение — это возможность создания комфортных условий для жизни: новые планировки, просторные помещения. При этом панельная застройка полностью исключена вдоль основных магистралей города и концентрируется в глубине кварталов. Однако процент панельных домов все время уменьшается, т. к. происходит постепенное удешевление других технологий строительства. Конечно, полностью отказаться от панельного домостроения нельзя. Это самый дешевый вариант строительства жилья.
В настоящий момент наибольшее применение в Челябинске получила сборно-монолитная, а также монолитная технология возведения зданий. Это прогрессивные технологии, они универсальны и для жилых, и для общественных зданий.

В новых жилых районах города возводятся здания повышенной и средней этажности. Активно строятся таун-хаузы. Один из таких примеров — краснопольская строительная площадка. Здесь применены все типы жилья — от высоток до малоэтажных зданий. Внутри жилого квартала сохранены островки леса, ведь вид из окна очень важен дл человека.

Формирование облика современного Челябинска главным образом происходит благодаря творческому потенциалу челябинских архитекторов: новый комплекс «Гостиный двор» (2005 г.), офисный центр «Аркаим Плаза» (2004 г.), уникальный крытый каток «Уральская молния» (2004 г.), здание краеведческого музея (2006 г.) и другие.

В центре города, на месте неиспользуемых заводских площадей, был построен крупный торгово-развлекательный центр «Горки» — один из лучших примеров реализации столь масштабного проекта.

Масштабные объекты — все на виду.

В городе активно ведется храмовое строительство. Храм «Утоли моя печали» — прекрасный объект, он пропорционален, и в моем представлении, так и надо строить. Завершено строительство храма Георгия Победоносца (на ул. Жукова) — объект из того же ряда.
Построены спортивные ледовые объекты: закрытый каток «Уральская молния» и ледовый дворец «Трактор».
Одно из самых красивых современных зданий Челябинска — «Аркаим Плаза». При его строительстве были использованы лучшие современные материалы. Выполнено наклонное остекление из закаленного стекла толщиной 8 мм, фасадные кассеты. Заказчик не пожалел средств, услышал проектировщиков, и здание получилось эффектным, презентабельным, вписавшись в старый город. Этот объект мог бы украсить любой город мира.

За последние годы был реконструирован железнодорожный вокзал. Возле него появились торговый комплекс «Синегорье», храм, автомобильная развязка. Застройка привокзальной площади будет и дальше достраиваться. У пригородного вокзала не хватает двух «крыльев», одно уже строится, и, когда едешь по транспортной развязке и выезжаешь на виадук, видишь, как все это вместе сливается в презентабельную столичную предвокзальную площадь.

Один из самых интересных разрабатываемых проектов — обустройство поймы реки Миасс, протекающей через центр Челябинска, и теперь мы имеем возможность сформировать эту часть города, украсив новыми современными зданиями. Пойма реки в прошлые годы местами была неоправданно расширена, и вместо зеркальной глади — заболоченная часть реки. Сейчас разработан проект реанимации реки, регулирования отдельных участков и возврата к естественному руслу. Вдоль набережной немало красивых зданий, определяющих лицо города: концертный зал, цирк, торговый центр, краеведческий музей.

Основа планировочной структуры города — крест. Эта планировка поддерживается векторами развития, в которые вписываются существующие и вновь проектируемые здания. Так, в незавершенном проекте «Золотое кольцо» была проработана транспортная пешеходная схема, был предложен торгово-пешеходный мост, соединяющий оба берега реки Миасс, и мост в продолжение улицы Цвилинга с выходом к Торговому центру. Кстати, само здание Торгового центра имеет уникальную архитектуру: при напряженных вантах конструкция самого здания — сборная.

Несмотря на экономические трудности и снижение инвестиционной активности руководство города решило продолжать реализацию этого масштабного проекта, так как от него зависит решение многих инженерных вопросов. На правом берегу, на повороте реки, пока хаотичная застройка, и только сейчас начинается формирование новой застройки. Дополнение суши позволит построить многоэтажки и сформировать участок реки на повороте.

Продолжается застройка крупного жилого Северо-Западного района. Возникают новые жилые кварталы, продолжится строительство поселка таун-хаузов, будет построен спортивно-оздоровительный комплекс.

Развитие города часто продиктовано уже существующими постройками. Так, в конце улицы Братьев Кашириных сначала появились маленькие сарайчики шиномонтажек, а теперь здесь район зданий из композитных материалов и стекла, район современных автомобильных брендов, как, например, в Дюссельдорфе, те же материалы, та же архитектура.

Вся улица Труда в г. Челябинске была застроена старыми ветхими домами. Их сносили, строили новые здания, бизнес-центры.
Большое внимание мы уделяем реконструкции зданий. Я занимался проектом реконструкции здания «Гостиный двор». Было очень сложно. В современной архитектуре можно только играть со стилями, и при реконструкции важно попасть в аналогию или контраст, в масштаб и материал и т. д. И здесь речь может идти только о культуре и такте проектировщика. И в первую очередь речь должна идти не о доходе, который можно получить от реконструкции здании, хотя об этом тоже забывать не стоит, а о том, что реконструируемое здание простояло века и простоит еще столько же. Не разорвется цепочка от прошлого к будущему.

В городе существуют объекты, где видны попытки использовать в новом облике здания экспрессию стиля.
В центре Челябинска — старая часть города, пешеходная улица. Здесь сохранились старые здания. И среди малоэтажной застройки появилась доминанта — многоэтажное здание из стекла, в котором расположены офисы, а на нижних этажах разместились бутики. Человек, находясь вблизи высотного здания, дальше 3–5-го этажа высоту не воспринимает, тем более, что вокруг него малоэтажные здания старой застройки. Внизу человеку должно быть уютно, как, например, среди высотных зданий Манхеттена. Теперь построенное высотное здание работает на силуэт города, хотя, на мой взгляд, ему все же не хватает высоты. Большинству жителей города это здание не понравилось. Но оно является определенным символом.

В городе, в Металлургическом районе (квартал по ул. Социалистической), есть замечательный, я бы сказал, уникальный по своей архитектуре кусочек жилого массива, построенный после войны немцами. Принято решение эти постройки поставить на учет как памятник архитектуры и реконструировать их.

В одном из проектов предложено над старым двухэтажным зданием не выполнять надстрой на колоннах. Смелое, неожиданное решение.
Выбор отделки зависит от того, что мы строим. Каждый проект рассматривается отдельно, особенно, если это здание в центре города. По архитектурным решениям в микрорайонах комплексной застройки мы задаем колерное направление — или все здания в одной цветовой гамме, или с использованием контрастных цветов. А эпизодичная застройка требует дифференцированного подхода к отделке. Архитектор челябинской строительной компании «Стройком» предложил для отделки зданий яркую цветовую гамму. В отделке фасада использовался навесной вентилируемый фасад Группы «О.С.Т.» (г. Челябинск), а в качестве облицовочных материалов — фиброцементные плиты «Минерит», керамогранитные плиты и кассеты из композитного материала и стали. Мы запретили в городе облицовывать фасады сайдингом, т. к. он быстро загрязняется. Фактурные или малофактурные материалы мы стараемся не использовать из-за загрязненного воздуха.

Существует много вариантов комплексной отделки здания. Например, нижние этажи могут быть отделаны керамогранитом или натуральным камнем со скрытым креплением, а верхние — окрашены или отделаны панелями, и т. д. Хорошо смотрится кирпич со штукатуркой, удачно бывает контрастное сочетание разных фактур. Мне нравятся отштукатуренные фасады — спустя несколько лет их можно вновь покрасить, и здание приобретет новый вид.

Если говорить о вентфасадах, то в них для отделки используются экологичные материалы: керамогранит, фиброцемент, композит, натуральный камень. Очень важно из имеющихся разновидностей материала выбрать тот, при котором здание заиграет. Неплохо выглядит сочетание матовых плит керамогранита с вкраплением глянцевых плит. Применение вентфасада позволяет получить дополнительные квадратные метры, способствует энергосбережению в доме, созданию комфортных условий внутри здания, повышает качество жизни и работы человека.

Одним из интересных является здание главного корпуса Южно-Уральского государственного университета. Изначально, в проекте, корпус здания должен был заканчиваться шпилем, благодаря которому создавалась целостность восприятия здания и придавалась благородная законченность. Но в действительности надстройка основного здания со шпилем не была выполнена, и к реализации этой части проекта приступили только в наше время. Для облицовки надстройки были использованы кассеты, выполнены архитектурные обломы из фактурной стали с имитацией под старый камень. Теперь значимость этого здания — как храма науки, знаний и источника настоящих и будущих открытий, перевоплощающих мир. Пока еще мало у нас используются в облицовке зданий светопрозрачные конструкции. В качестве примера можно првести первую очередь «Западного Луга» — здание компании «Фасад», где использована технология Shuko. И в ансамблях будущего города мы обязательно учитываем это направление отделки фасадов. В Европе в одном городе присутствуют разные стили. И нам надо сочетать разные фактуры: дерево и сталь, дерево и кирпич, стекло и камень.

Талант архитектора, его смелость и культура, а также экономические возможности заказчика — вот сплав успеха и будущего нашего города.

Новосибирск

На  вопросы  редакции  отвечает  главный  архитектор  города  В. В. Фефелов

— Владимир Васильевич, расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных с точки зрения архитектуры зданиях, возведенных в Новосибирске за последние несколько лет.

— Приятно, что начало XXI в. ознаменовано для Новосибирска строительством современных зданий, формирующих достойный облик нашего города. здания, возводимые в центральной исторической части Новосибирска, неизменно вызывают повышенный интерес общественности и красноречиво свидетельствуют о полном соответствии нашего стремительно обновляющегося города своему имени.
Новое интересное сооружение, возникшее на улице Октябрьская магистраль, рядом с Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус», по праву привлекает к себе повышенное внимание. Интригующий внешний облик здания будоражит воображение, навевая множество спонтанных ассоциаций. Большой стеклянный шар представляется большим летательным аппаратом внеземного происхождения, не то мистической материализацией названия расположенного по соседству театра.

В зеркальной плоскости стекла отражаются небо, цветомузыкальный фонтан и фрагменты городского пейзажа.

Остов сооружения-шара — металлический каркас с железобетонными перекрытиями. На кольцо перекрытия наибольшего диаметра (около 17 метров) опирается верхняя половина сферы (пространственная оболочка шарово-стержневой системы), нижняя часть сферы — шарово-стержневая оболочка в один контур. В отделке наружного и внутреннего контуров фасада использованы металл и стекло. К слову, проектирование стеклянной оболочки представляло определенные сложности, поскольку в здании нет ни глухих стен, ни крыши, играющих роль традиционной теплоизоляции и одновременно исключающих возникновение парникового эффекта. В результате были выбраны специальные светло-дымчатые стеклопакеты с тщательно просчитанной долей зеркального отражения, которые защищают от солнечных лучей и при этом удерживают тепло внутри.

Зато монтаж металлической шарово-стержневой оболочки был выполнен в течение полутора недель силами трех (!) человек без использования крана и другой спецтехники. Я считаю, что это сооружение — новое слово не только в архитектуре Новосибирска, объект такого рода по праву можно назвать уникальным для России в целом.

Проект административного здания с помещениями общественного назначения и подземной автостоянкой «Гринвич» нашего творческого коллектива ООО «АПМ Фефелова В. В.» был удостоен высшей награды — Гран-при XIII Межрегионального фестиваля архитектуры и дизайна «Золотая капитель», ежегодной премии в области коммерческой недвижимости CCCRE awards 2008.
Основной целью в начале проектирования было создание запоминающегося архитектурного образа, максимально соответствующего не только целям и задачам задания на проектирование, но и представлениям заказчика о конечном результате. Выделенный под застройку участок повлиял на архитектурно-пространственное решение. Основной высотный объем линзообразной формы был предложен нами как наиболее подходящий в условиях существующей среды и тактично вписывающийся в сложившуюся высотно-пространственную структуру. Такая форма, по сравнению с прямоугольной, легче воспринимается за счет ускользающей перспективы. Кроме того, строгая прямолинейность сформированной панельной среды является фоном для эффектного прочтения криволинейной поверхности и позволяет на контрасте вписаться в существующую застройку.

Проектом предусмотрены реконструкция и восстановление существующего парка. Для этой цели запроектирована инверсионная кровля подземной автостоянки, позволяющая организовать качественное озеленение и благоустройство территории, прилегающей к зданию бизнес-центра. Внутреннее функциональное наполнение объекта четко отражено на объемно-пространственной композиции: подземная автостоянка с необходимым количеством мест, трехэтажный стилобат, зона общего пользования для работников и клиентов бизнес-центра и высотная доминанта — офисная часть.

Основные задачи проектирования, значимость участка застройки и его территориальное расположение повлияли на внешнюю эстетику здания. Заказчик активно участвовал в разработке вариантов решения фасадов здания и выборе окончательного варианта, максимально соответствующего современным традициям проектирования. Горизонтальные полосы высотной доминанты сохраняют целостность основного объема и контрастно сопоставлены с крупномасштабными витражами и окнами трехэтажного стилобата. Цветовое решение принято в соответствии с функциональным назначением: серый и бежевый — классические цвета, символизирующие стабильность и строгость.
Для реализации архитектурного замысла были применены современные и надежные материалы, фасадные системы и светопрозрачные конструкции. Фасадные работы и остекление по высотной части выполнены компанией ООО СК «Неста».  Система навесного вентилируемого фасада — несущая система «ОЛМА» из некомбинированной и нержавеющей стали, облицовочный материал  —  алюминиевый композитный материал ALPOLIC®/fr (производства Японии) с перламутровым покрытием (80%),  утеплитель — ROCKWOOL. Компанией «Неста» было выполнено два типа остекления: холодные витражи и теплые витражи. Между 16 и 17 этажами выполнен переход — тепло-холодный витраж в одном массиве — с исключением мостика холода (система «СИАЛ», г. Красноярск). было использовано закаленное солнцезащитное стекло Pilkington Eclipse Advantage™ 6 мм в составе стеклопакета.

Идея строительства этого современного высотного здания созревала постепенно. Рождению образа предшествовала серьезная работа с территорией и окружением будущего объекта. Дело в том, что строительная площадка располагалась в непосредственной близости от исторического памятника регионального значения, построенного в 1928 г. по проекту инженера И. А. Бурлакова, клуба совторгслужащих, более известного новосибирцам как ДК им. Октябрьской революции, сокращенно именуемого в народе словом «кобра». Проектное решение, разработанное авторским коллективом, не только концептуально поддержало уже существующие современные объекты (бизнес-центры «Манхеттен» и «РосЕвроПлаза»), но и органично вписалось в существующую окружающую застройку. Фасады трех нижних этажей нового здания стилистически обыгрывают характер архитектуры ДК им. Октябрьской революции. С точки зрения пешеходов и пассажиров, смотрящих из окон проезжающего здесь транспорта, сооружение XXI в. и исторический памятник, построенный более 70-ти лет назад, не будут противоречить друг другу. При этом целиком остекленные фасады устремленного ввысь основного объема «растворяются» в воздухе. В то же время стройное, высокое здание, расположенное вдоль крупной городской магистрали, хорошо просматривается с различных отдаленных точек, что придает панораме города современное звучание. Геометрически лаконичная вертикаль — доминанта, замыкающая перспективу Димитровского проспекта от площади Кондратюка и одновременно пространственный ориентир при проезде по Димитровскому мосту по направлению в центр города.

Для отделки вентилируемых фасадов использованы гранит и витражное тонированное остекление. Витражный навесной фасад с 5-го по 22-й этаж выполнены из высококачественных навесных трехкамерных стеклопакетов по системе Schuco,обеспечивающих безопасность, тепло- и солнцезащиту. Проектирование и строительство здания начаты в 2003 г., объект сдан в 2009 г.

Перед архитекторами стояла ответственная задача: «вживить» в исторический фронт существующей застройки Октябрьской магистрали современное офисное здание. Каплеобразная футуристическая форма объема нового здания, на котором впервые в Сибири будет смонтирован фасад с криволинейным стоечным профилем и стеклопакетами криволинейного в плане очертания со специальными теплозащитными триплексными стеклами, придает панораме улицы современное звучание.

Геометрия стеклянной оболочки здания определялась как эстетическими, так и технологическими параметрами. Стилистический образ отражает современные тенденции архитектуры XXI в., обусловленные развитием новых технологий. Уникальная лекальная пластика фасада запроектирована с учетом возможностей изгиба направляющих алюминиевых профилей и кривизны гнутых стеклопакетов. К слову, чтобы выяснить, как в реальности будет смотреться фасад, архитекторы вместе с ООО «Гласстоун» сделали несколько шаблонов стеклопакетов в натуральную величину для примерки их к строящемуся объекту.

Самое современное светло-дымчатое стекло со специальным напылением призвано защитить помещения, расположенные за каплеобразным фасадом, от солнечного перегрева. Это очень важно, поскольку расход электроэнергии на кондиционирование стеклянного здания летом зачастую в несколько раз превышает затраты на отопление зимой. Здание по-настоящему интересное, оригинальное, при всей его самодостаточности оно может рассматриваться как фрагмент своеобразного градостроительного ансамбля, деликатно интегрируемый архитекторами в высокоплотную историческую застройку.

— Какие материалы и технологии для строительства жилых и общественных зданий Вы считаете наиболее востребованными в вашем регионе?

— В последнее время наибольшее распространение получили системы вентилируемых фасадов. Это относится в большей мере к жилым, общественным и административным зданиям независимо от их конструктивной типологии. Фасадные системы, как правило, сертифицированы, они разнятся лишь возможностями заказчика и теми либо другими ограничениями в применении (высотные отметки, особенности эксплуатации, эстетические требования и т. п.). К тому же вентилируемые системы обладают неоспоримым преимуществом, которое заключается в возможности их монтажа при отрицательных температурах, что в условиях Сибири существенно.

Фасадные системы, связанные с мокрыми процессами, менее распространены и используются, в основном, при ремонте или реконструкции зданий либо при наличии выраженных пластичных архитектурных форм, заданных стилистической направленностью сооружений.

Автор: по материалам редакции
Дата: 29.01.2010
Журнал Стройпрофиль 1-10
Рубрика: архитектура

Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной.

просмотреть в формате Adobe Reader



«« назад