Дорогу осилит идущий
Необходимость внедрения принципов ресурсо- и энергосбережения мало у кого вызывает сомнение. Вопросы начинаются на этапе практической реализации соответствующих законов и директив. О текущей ситуации мы беседуем с Э. Г. Полонуером, директором ассоциации предприятий железобетонных изделий «Абетон» и Некоммерческого партнерства Профессиональное объединение производителей строительных материалов и изделий (НП ПО ПСМИ).
— Эдуард Григорьевич, насколько успешно сейчас в России идет реализация планов по переходу на энергосберегающие принципы хозяйствования?
— С энергопотреблением к настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, требования ФЗ №261 у всех на слуху; энергоаудиторы «новой волны» воспроизводятся пачками (достаточно 72 часов курса в специализированных заведениях); саморегулирование в сфере энергопоставок набирает обороты (более 60 СРО в системе энергетических обследований по стране уже зарегистрировано, а сколько еще будет); соответствующим семинарам и конференциям «на тему» несть числа. С другой, задолженность перед поставщиками тепла и электроэнергии в регионах как росла, так и растет, а проблемы развития самой энергетики как накапливались, так и накапливаются. Вот уже и иностранные инвесторы, зачарованные было феноменальными подарками Чубайса, готовы свернуть здесь свою деятельность и т. д. Похоже, пришла пора очередной переоценки перспектив развития монополизированного сверх всякой меры энергорынка. А заодно и эффективности ручного управления тарифами и т. п.
Вот о каком внешнем фоне приходится думать, когда мы говорим о нынешней революции в энергосбережении (требования по экономии ресурсов не менее чем на 30% за каждые 5 лет начиная с 2012 г.), затрагивающей всю промышленность и в частности производителей строительных материалов. И речь, стало быть, о том, что реакция наших промышленников на новые требования по энергопотреблению, а точнее, ее полное отсутствие, может казаться странной только на первый взгляд. Пожалуй, это очень напоминает известную из медицины классическую реакцию живых существ на стресс, которая выявляется в бесчисленном количестве опытов. Помните: «Либо истерика, либо прострация, ступор»… Собственно, это то, что мы с вами благополучно и наблюдаем.
— В чем же, на Ваш взгляд, причина пробуксовки прогрессивных, казалось бы, реформ?
— Вряд ли проблема в недостаточной информированности, хотя отдельные уважаемые представители некоторых СРО, ассоциаций и объединений периодически разве что не на всю страну голосят о том, что на подведомственных им предприятиях до сих пор даже не видывали энергетических федеральных указаний. Так и просится добавить: «Ничего, скоро-скоро прокурор вам еще и не то зачитает». Ну а если всерьез, то, конечно, дальнейшее «молчание ягнят» кажется нам не только более чем странным, но и попросту опасным. Можно, разумеется, попытаться войти в положение заводов с изношенными вконец мощностями, хроническим отсутствием у большинства из них оборотных средств, их посткризисными трудностями и т. д. (все это при полном отсутствии сколько-нибудь внятного отраслевого лоббизма). Но в прострации продолжают находиться не только «аутсайдеры». Есть ведь у нас и вполне современные предприятия, созданные или переоснащенные буквально в последний период. Чем можно оправдать их пассивность? Кое-что, разумеется, можно было бы списать на не предназначенное для посторонних глаз «разруливание» заводчиками ситуации «поставщик — потребитель» в каждом частном случае. Однако думается, причина не в этом. Дело, возможно, в том, что команда инициаторов принятия ФЗ №261, сама того не желая, оказалась оттесненной «от информационного пирога», а новая коалиция сторонников грядущих новаций пока окончательно не сформировалась. Вот и стараются от греха подальше подмораживать ситуацию все, кому не лень. Однако последние события не на шутку настораживают: в незанятую профессионалами федеральную нишу полезли те, кто еще совсем недавно наворотил дел с коммерческим саморегулированием в строительной отрасли, последствия которого еще нам всем не раз аукнутся.
— Каковы шансы на то, что ситуация улучшится уже в обозримом будущем?
— Так или иначе, но никто, похоже, не собирается отменять федеральное законодательство, требования которого недвусмысленны и конкретны (за период до конца 2012 г. все серьезные потребители должны не только провести энергетические обследования, но и иметь стратегические планы развития производств, данные которых ложатся в основу соответствующей паспортизации). Особенно важны при этом требования по информированию соответствующих органов власти при непосредственном и полноценном участии всё тех же СРО в сфере энергоаудита. Правда, сложности добавляет отсутствие системных управленческих компетенций, обеспечивающих успех внедрения инноваций в области энергоперевооружения промышленности, без которых не обойтись. И здесь никакой советский опыт нам уже не поможет, потому что действовать, на сей раз, придется в рыночных условиях конкуренции и самоокупаемости.
Таким образом, новая роль инженерных служб предприятия, переосмысление их статуса — вот что, похоже, выходит на первый план, и тут следует признать, похвастать нам всем, видимо, нечем. В частности, ничего пока не слышно о структурных решениях промышленников по энергетической консолидации своих инженерных служб. Равно как мало что известно об успешных результатах внедрения на предприятиях строительной индустрии инструментов так называемого «энергоменеджмента», замешанного на мотивации всех и каждого. Дорога, которую предстоит пройти каждому, ждет лидеров, а времени не так много, поэтому, думается, что к серьезному разговору о новых требованиях по энергоэффективности для производителей стройматериалов следует вернуться в самое ближайшее время.
Автор: по материалам редакции Дата: 14.04.2011 Журнал Стройпрофиль 3-11 Рубрика: энергосбережение Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |