Стройки "зеленеют"!
Cтройки «зеленеют»!
Сегодня «зеленое» строительство — один из главных мировых трендов. В России он пока только набирает широкую популярность. Парадигма возведения «зеленых» зданий основана на принципах рационального использования природных богатств, минимизации вреда окружающей среде и создании в помещении комфортного микроклимата для человека. Green Building — это инновации в области энергоэффективности и экологии.
Как глобальное явление «зеленое» строительство зародилось в середине 1970-х годов в странах Европы и США. В результате нефтяного кризиса цены на энергоносители стремительно выросли, и жители планеты, возможно, впервые с ужасом обнаружили, как сильно они зависят от традиционных источников энергии. Правители многих стран были вынуждены срочно решать возникшую перед ними проблему, остро отразившуюся на всей мировой экономике. Таким образом, сформировалась новая энергетическая политика: появились связанные с энергоэффективностью дотации, льготные кредиты и налоговые вычеты для потребителей. В Европе и США стали активно реализовываться программы энергосбережения и выдаваться гранты на соответствующие исследования. В результате, к 2000-м годам в этих странах экотехнологии стали массовыми, а масштаб таких проектов увеличился настолько, что начали возводить целые экогорода.
Россия в 70-е и 90-е годы упускала тренд энергоэффективности. Только в2010 г. была зарегистрирована российская система «Зеленые стандарты». Государство и бизнес признают, что за экостройкой будущее. Сейчас реализован целый ряд пилотных проектов, несколько зданий сертифицированы по международным сертификатам экологической оценки, учреждаются национальные премии и разрабатываются системы качества.
Зеленое строительство набирает популярность в России по причине ряда факторов. В последние несколько лет резко выросли (и будут расти) цены на газ и электричество. На рынке недвижимости нет ажиотажного спроса, и застройщики вынуждены задумываться, чем им выделиться среди конкурентов. Ухудшение качества жизни в мегаполисах вызвало живой интерес к экологии. Но об официальном введении в России «Зеленого стандарта» строительства пока говорить рано. Для ментальной и технической адаптации технологий необходимо время и системность. Тот факт, что о Green Building говорят на правительственном уровне, уже колоссальный прорыв, который может стать мощным толчком для дальнейшего развития «зеленого» строительства.
«Несмотря на упущенные годы, наше общество пока еще не достигло уровня экологического сознания жителей Европы и Америки. Россияне не привыкли экономить. Тем не менее, растущие цены на энергоресурсы в скором времени должны изменить положение вещей», — комментирует ситуацию Андрей Белоедов, член правления немецкой компании REHAU в евразийском регионе. К слову, эта компания уже более пятидесяти лет занимается разработкой энергоэффективных решений для строительства и является одним из ключевых игроков и на российском рынке «зеленых» технологий. Ее наработки использовались при возведении жилого комплекса «Первомайское» с независимым энергоснабжением и Школы управления Сколково с установленной трубопроводной системой Rautitan, безопасность которой подтверждена Декларацией о воздействии на окружающую среду (EPD Environmental Product Declaration). Компания также разработала проект «Экодом WWF» в Москве — здания, потребляющего энергии в 11 раз меньше, чем типичное офисное здание. «Компании, выбирающие европейскую модель развития бизнеса, признают, что за экостройкой будущее. Государством уже возведены такие здания в олимпийском Сочи и Сколково», — отметил Андрей Белоедов.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие 3–5 лет в России предвидится повышение спроса на «зеленые» офисы, но это будут единичные проекты для крупных иностранных и госкомпаний. У многих из них есть корпоративные требования к экологии здания, в котором находится их офис, и даже к корпоративным автомобилям, которые должны выбрасывать CO2 не больше допустимого уровня. Арендные ставки в «зеленых» офисах выше среднего и позволят владельцам недвижимости окупить «зеленые» вложения достаточно быстро.
В целом же российская действительность показывает неготовность к «зеленому строительству»: монополисты не заинтересованы в снижении потреблении энергии, а инновационная среда развивается медленными темпами. Что же делать России в такой ситуации?
Эксперты считают, что наиболее оптимальное решение — это формирование национальной концепции «зеленого» строительства, которая будет служить драйвером развития российского строительного рынка. Помимо дотаций, льгот и прочих мотивирующих мер, в ней должны быть расставлены приоритеты и указаны эффективные средства достижения целей.
Экономически целесообразно уделять внимание пассивным мероприятиям, связанным с усилением теплозащиты наружных ограждающих конструкций, внедрением систем автоматического учета и регулирования параметров в помещениях, заменой морально устаревших и физически изношенных инженерных систем, внедрением систем регенерации или рекуперации теплоты вентиляционных и канализационных выбросов. Данные мероприятия не требуют значительных капитальных вложений, но дают существенное снижение энергопотребления (от 30 до 50%) и создают предпосылки для так называемых активных мероприятий по энергосбережению, например, использованию возобновляемых источников энергии, таких, как геотермия, солнечная и ветроэнергетика. Кстати, упоминаемая уже компания REHAU прилагает свои усилия к реализации пассивных мероприятий в России. В частности, ее оконные системы позволяют существенно снизить как трансмиссионные теплопотери, так и потери на инфильтрацию холодного воздуха. Для регионов России с суровыми климатическими условиями была даже разработана специальная система Sib Design. При использовании оконных систем компании в условии средней полосы России можно сэкономить до 13 тыс. м3 газа за отопительный период (из расчета на 500 м2 остекления), а в летнее время года сокращение затрат на кондиционирование может составить до 120 тыс. кВт ч.
Автор: по материалам редакции Дата: 09.08.2012 Журнал Стройпрофиль 99 Рубрика: экология Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |