Слово о воде
Слово о воде
Продолжение. Начало в №10,2012 г.
Вода. Как все просто и знакомо каждому. Пить, мыться, плыть... Есть ли в воде нечто такое, чего мы не знаем, что может вызвать острый интерес, породить цепь каких-то новых и пока непредсказуемых событий?
О проблемах существующей системы водоснабжения
Более 70% водозаборов питьевой воды в России производится из поверхностных водных объектов (в Ленинградской области — 80%). Плохое качество воды в местах поверхностных водозаборов объясняется большим количеством загрязнений, поступающих в водные объекты со стоками, расположенных выше по течению промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также ЖКХ. В последние годы из-за аварийных сбросов и цветения воды на водозаборах из рек возникали чрезвычайные ситуации, ликвидация которых стоила значительных материальных затрат. По мнению ветерана водного хозяйства РФ, академика РАСХН, заслуженного деятеля науки и техники РФ Б. С. Маслова, главной угрозой здоровью граждан России, национальной безопасности страны является критическое, а в ряде случаев прогрессирующее загрязнение водных объектов вредными веществами, а также истощение ресурсов подземных вод, активизированные пороками системы государственного управления водными объектами, противоречиями и изъянами в законодательстве. По данным Союза водопользователей России, только 1% объема воды, забираемой из поверхностных источников, соответствует нормативу класса качества для питьевых водозаборов. Не менее 50% населения страны потребляет некондиционную воду [8].
Основным видом деятельности специалистов водоканалов и обслуживающих их научно-технических учреждений в части питьевого водоснабжения являются разработка и внедрение технологий и технических средств очистки грязных вод до состояния, пригодного для питья. Однако постоянно увеличивающиеся затраты на водоподготовку из-за ухудшающегося качества воды в водных объектах, к сожалению, не всегда дают ожидаемый результат, и во многих населенных пунктах не достигаются показатели качества воды, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01 для централизованных систем питьевого водоснабжения.
Отдельные положения Водного кодекса привели к увеличению антропогенного воздействия на водоохранные зоны водных объектов, что также отрицательно повлияло на качество воды в них. Режимы пользования в зонах санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения на большинстве водозаборов из поверхностных водных объектов не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 [9]. Целью мероприятий, предусмотренных этим документом, является максимальное снижение микробного и химического загрязнения воды источников водоснабжения, позволяющее при современной технологии обработки обеспечивать получение воды питьевого качества.
Но расположенные в зонах санитарной охраны водозаборов водопользователи — загрязнители водного объекта, имеющие конкретные планы мероприятий, согласованные с водоохранными и санитарными органами, к сожалению, не обеспечены финансированием. Во втором поясе ЗСО допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса, но это требование часто нарушается. Несмотря на запрет сбросов сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды, водопользователи сбрасывают стоки в соответствии с утвержденными нормативами, в которых содержание многих веществ превышает ПДК, и за это загрязнитель перечисляет в бюджет больше платежей. У многих водопользователей даже нет проектов «Зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Резервирование источников питьевого водоснабжения, осуществляемое по Постановлению Правительства РФ № 703 от 20.11.2006 года, предусматривает в качестве альтернативы поверхностным водозаборам только подземные воды, которые зачастую не защищены от загрязнений, а в некоторых месторождениях они не чище поверхностных [10]. Отсутствует бассейновый принцип комплексного использования и охраны водных ресурсов, основанный на рациональном водопользовании всеми водными объектами, включая сопредельные малоосвоенные территории за пределами границ водосбора.
В условиях кризиса экономики и прогнозируемого снижения уровня жизни населения трудно ожидать увеличения потребления дорогостоящей бутилированной природной воды из уникальных источников и массового распространения качественных индивидуальных водоочистителей.
Вот лишь малый круг проблем существующей системы водоснабжения, обеспечения населения качественной питьевой водой.
Ряд российских ученых считает, что в ближайшие годы произойдут перемены в водохозяйственной отрасли страны. Оптимизм просматривается в статье координатора федеральной программы Единой России «Чистая вода», директора ОАО « Института микроэкономики» С. Б. Гальперина: «Россия, являясь одной из богатейших стран мира по запасам пресной воды, может и должна в полной мере использовать свой потенциал для гуманитарных задач обеспечения жителей планеты чистой питьевой водой, борьбы с бедностью и нищетой, стать активным участником развития мирового водного рынка… Уже в недалеком будущем России потребуется решать задачи экспорта воды и осваивать этот бизнес» [11].
Президент Союза водопользователей России, член-корреспондент Международной инженерной академии, лауреат Государственной премии СССР, бывший первый заместитель министра природных ресурсов РФ Н. Н. Михеев, рассуждая о проблемах с питьевым водоснабжением маловодных регионов, написал: «Можно было бы эффективно решить эту проблему за счет воды из Ладоги, где она чистейшая, отстоенная. Были проекты: забирать Ладожскую воду танкерами и привозить хоть в Питер, хоть в Калининград, хоть в Эмираты. Но не получилось — танкеров нет, все заняты нефтью» [12]. Предложения эти выдвигались во время обсуждения проектов «Переброски стоков», но ни те, ни другие не были реализованы. «Переброску» «завалили» экологи, а на ТЭО танкерной транспортировки чистой воды не выделили средств. Возможно, сегодня ситуация изменилась.
Итак, несколько осовремененные предложения тридцатипятилетней давности.
Проект «Чистый водозабор»
В России много малоосвоенных территорий, где водные объекты практически незагрязненные и отсутствует хозяйственная деятельность (так называемые депрессивные районы). Это часть территории Северо-Запада, Нечерноземья, Сибири, Дальнего Востока и др. Водные объекты этих регионов в большинстве своем связаны водными путями с городами, где качество воды в поверхностных водозаборах плохое.
Предлагается доставлять воду из чистых акваторий водных объектов водопользователям, у которых неудовлетворительное качество воды на водозаборах. В качестве средств транспортировки возможны специальные плавучие водовозы простой конструкции, изготовление которых может освоить любая судостроительная верфь. При отсутствии судоходства или для межбассейновой доставки можно построить каналы или провести водопроводы до судоходных участков рек.
При дефиците воды на территории расположения чистых водозаборов может быть создана система водохранилищ, аккумулирующих паводковый сток, который по каналам или водопроводам поступит в судоходную часть водного объекта, откуда водовозами будет транспортироваться водопользователям.
В местах доставки необходимо построить водные терминалы, организовать инфраструктуру распределения и доставки воды потребителям. При терминале целесообразно разместить водоемкие пищевые предприятия. При необходимости доочистка может производиться на водовозе или в водном терминале.
По экспертным оценкам, в 2002 году стоимость транспортировки воды на100 кмсоставляла 30 рублей за кубометр с учетом окупаемости капитальных вложений, включая водовозы и терминалы, а также зимние удорожания (без учета затрат на инфраструктуру распределения, строительство каналов, водопроводов и водохранилищ). Также не учитывалась плата за водозабор из-за ее незначительности в то время.
На начальной стадии реализации проекта потребителями могут быть социальные, детские, медицинские и др. учреждения на бюджетном финансировании.
После создания современных водовозов и отработки технологий можно будет приступить к экспорту больших объемов воды из Ладожского озера в страны с дефицитом пресной воды. Эта проблема актуальна для многих стран в настоящее время, а в перспективе ситуация ухудшится и количество их будет расти. В засушливом 2008 году обычными танкерами доставляли воду в Барселону и на Кипр.
Эффект от реализации предлагаемой системы водоснабжения населения чистой питьевой водой:
- положительно скажется на здоровье населения в городах, где существуют серьезные проблемы с водоснабжением;
- расширит возможности резервирования существующих водозаборов;
- повысит занятость населения в депрессивных районах;
- реанимирует гидротехническое строительство и судостроение;
- даст существенные дополнительные поступления в федеральный и территориальные бюджеты за счет экспорта воды.
Использование водных ресурсов Северо-Запада России для обеспечения питьевой водой маловодных регионов
В озерах Северо-Запада имеются значительные запасы высококачественных вод. Вода из Ладожского и Онежского озер может доставляться потребителям танкерами по Волго-Балтийскому водному пути в Поволжье, Москву, Калининград и далее, в отдаленные районы и зарубежные страны. Кроме того, во многих верховьях бассейна Волги также есть места с чистыми поверхностными водными объектами, которые связаны водными путями с низовьями Волги, где вода грязная. Это наиболее экономически выгодный вариант.
Для реализации проекта необходимо построить специальные танкеры-водовозы или специальные плавучие контейнеры, модернизировать Волго-Балтийский водный путь и соорудить терминалы-водохранилища в местах потребления воды.
ж./д. ветка автодорога
Ликеро-водочный завод |
Водный терминал |
Завод безалкоголь-ных напиткв |
Танкер-водовоз (река или море) |
Насосная станция и цех водоподготовки |
Цех розлива питьевой воды |
Пивзавод |
Вариант планировки терминала и водоемких производств
Наличие качественной питьевой воды позволит развить в маловодных регионах водоемкие пищевые производства. Воду из терминалов целесообразно использовать для производства кондиционированной питьевой воды, безалкогольных и алкогольных напитков и пива, а также отправлять железнодорожными и автомобильными цистернами для доставки потребителям, отдаленным от терминала, а в Калининграде — для экспорта в страны ЕЭС.
В настоящее время годовой оборот Волго-Балта — около 15 млн т. Можно предположить, что при круглогодовой навигации, реконструкции сооружений и фарватеров объем перевозок будет многократно увеличен.
Исходя из очень осторожных оценок, проект экономически целесообразен, т. к. себестоимость чистой воды, доставленной потребителю (с учетом нормативной окупаемости капитальных вложений), не более 1 рубля за литр, а цена реализации — свыше 4 рублей.
Косвенным подтверждением этого могут служить: успешно реализованный проект «Байкальский транзит», динамично развивающийся мировой рынок бутилированной питьевой воды, энергичные попытки канадских компаний транспортировать воду из Великих озер Северной Америки в Азию, а также проекты транспортировки Антарктических айсбергов.
Для сравнения: высококачественная вода сегодня дороже нефти, а затраты на добычу и транспортировку воды значительно ниже.
Экологических опасений проект не вызывает, т. к. ограниченная пропускная способность водных путей позволяет перевезти не более 0,4% от объема годового стока реки Невы.
Литература
1. Маслов Б. С. «Еще раз о воде и водном кодексе». // «Природно-ресурсные ведомости», №8 (347),2009 г.
2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
3. «Правила резервирования источников питьевого водоснабжения». Постановление Правительства РФ №703 от 20.11.2006 г.
4. Гальперин С. Б. «Страница редактора». // Журнал «Чистая вода», №1,2010 г.
5. Михеев Н. Н. «Вода — природный ресурс для сотрудничества и для жизни». // Журнал «Экология и жизнь», №7,2010 г.
Продолжение следует.
В. А. Камбуров, директор ООО Институт комплексного
использования и охраны водных ресурсов
(официальный представитель Союза водопользователей
России в Санкт-Петербурге и Ленобласти);
Т. М. Потапова, к. х. н., доцент,
В. Л. Трушевский, к. т. н., доцент,
факультет географии и геоэкологии СПбГУ
Автор: В. А. Камбуров Дата: 30.12.2012 Журнал Стройпрофиль 103 Рубрика: водоснабжение. водоотведение Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |