Модернизация стройкомплекса зависит от развития страны
Модернизация стройкомплекса зависит от развития страны
О некоторых актуальных проблемах развития отечественной строительной индустрии в интервью нашему журналу рассказал президент Волго-Камской региональной ассоциации производителей бетона и железобетона Ю. Р. Батдалов.
— Юсуп Рахимзянович, ваша Ассоциация в этом году отмечает 10-летний юбилей. Расскажите, пожалуйста, о главных этапах пройденного пути?
— На момент появления идеи о создании Ассоциации я руководил предприятием, оказывающим научно-технические услуги по продвижению достижений науки в производство. На предприятии был создан научно-консультационный совет, а также организовывались дискуссионные клубы для специалистов заводов по разным направлениям деятельности. В 2001 году появилась идея преобразовать дискуссионные клубы в Ассоциацию, объединяющую производителей бетона и железобетона. Инициаторами создания Ассоциации были руководители заводов ЖБИ, расположенных в Нижнекамске, Набережных Челнах и в ряде городов Татарстана.
За прошедшие годы Ассоциацией сделано многое. В частности, было устроено много поездок делегаций в различные города для изучения передового опыта, проведены десятки семинаров, конференций, встреч за круглым столом. Была организована работа съездов директоров заводов. В результате обобщения пожеланий, высказанных руководителями предприятий, Ассоциацией подготовлено и внесено во властные структуры большое количество предложений. Кроме того, выполнены программы испытаний химических добавок для бетонов.
Сейчас ведется работа по информированию проектных организаций и предприятий-застройщиков о производственных возможностях и степени надежности наших предприятий, создается информационная база (центр научно-технической информации), необходимая производителям бетона и железобетона. Конечно, особо важным направлением нашей работы является защита корпоративных интересов предприятий-производителей бетона и ЖБИ. Наиболее значительными результатами такой работы стали два события: во-первых, публичные извинения руководства Архстройнадзора за своих подчиненных, нарушивших закон, и, во-вторых, возврат денежных средств, собранных с нарушением закона предприятием «Марийэнергосбыт».
— Насколько эффективным оказался сам механизм работы общественно-профессионального объединения?
— Признаюсь, я первоначально относился к идее создания Ассоциации довольно прохладно, поэтому путь до Государственной регистрации длился два года. Мне не до конца было понятно, насколько важна роль общественных объединений в жизни страны, и еще предстояло осмыслить «закон действия равновесных систем». Я поясню, что имеется в виду.
Существует универсальный закон равновесных систем, которому подчиняется всё — от химических реакций до государственного устройства. По условиям закона, система находится в равновесии до тех пор, пока в ней не произойдет перевес в одной из сторон, тогда в системе наступает перекос, она переходит в другое состояние и может разрушиться. Согласно этому закону, равновесие институтов государственного управления и общественных институтов — обязательное условие целостности любой страны. Необходимо отметить, что с 2003–2005 гг. у нас в стране перекос идет по нарастающей в сторону бюрократического аппарата управления государством, понятно, что в ущерб интересам общественных институтов, особенно на региональном уровне, а это чревато серьезными последствиями. Дабы не быть голословным, приведу конкретный пример.
В Градостроительном кодексе РФ (ст. 18 и 66 в редакции от 1998 года) предусматривалась ответственность должностных лиц за непредоставление достоверной информации общественным институтам граждан страны. «Единая Россия» отменила эту ответственность в новой редакции Градостроительного кодекса в2003 г. И началось…
Наиболее резонансным событием стала история с Химкинским лесом. Первопричиной конфликта было как раз непредставление информации для общественности. В стране, на самом деле, происходит огромное количество аналогичных (может, менее громких) случаев, причиной которых является непредоставление достоверной информации общественности, т. е. игнорирование интересов граждан и общества. По ходу развития таких событий всегда находятся желающие соблюсти свой особый интерес. Представители властных структур, особенно в регионах, любят позиционировать себя выразителями воли всего общества.
Вызывают вопросы и принятие закона о техническом регулировании, и роль экспертных советов. Они создавались в каждой отрасли для экспертизы проектов технических регламентов, которые должны были разрабатываться в статусе федерального закона.
Однако попробуем проанализировать немного сам Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», который был принят 15 декабря2002 г. Государственной Думой РФ. Главное его достоинство (в той редакции) — это попытка четко распределить меру ответственности между государством и бизнесом. Закон определял, что государство контролирует один показатель — безопасность оказываемых населению услуг и поставляемой продукции.
Рассмотрим производство ЖБИ. Допустим, инспекторы, придя на стройплощадку, обнаружили бетонные конструкции, не отвечающие требованиям безопасности. Обязанность инспекторов, действующих от имени государства, добиться утилизации этих конструкций. А почему эти конструкции оказались плохого качества, может, бетон изготовили в ближайшем гараже, проводился ли лабораторный контроль, или в лаборатории весы были не электронные, или мешалка была малой мощности... — всё это инспекторов не интересует. Застройщик сам должен в судах разбираться, кто виноват, так как он зарабатывает деньги, т. е. это его бизнес.
В случае внедрения такой концепции в жизнь огромная армия проверяющих оказалась бы без работы. Но в закон были внесены изменения, и сегодня государственные инспектирующие органы проверяют всё: какие мешалки в лаборатории, сколько тарелок у весов и т. д. Но это косвенные признаки получения качественных услуг или продукции, поскольку они не гарантируют качество и безопасность оказываемых услуг или выпускаемой продукции.
С экспертными советами дело еще серьезней. В состав каждого отраслевого экспертного совета были приглашены наиболее авторитетные и грамотные специалисты из производственных коллективов, представители отраслевой науки и объединений работодателей (общественных организаций). Почти все экспертные советы довольно быстро определились с основными параметрами работы, выяснили, что такое безопасная продукция, разобрались с отраслевой терминологией и т. д.
На дворе шел 2005 год, когда был взят курс на перекос в пользу бюрократического аппарата. В итоге, об этих советах просто забыли, и у специалистов, приглашенных в экспертные советы, остался неприятный осадок. Видимо, никто не подумал, какова будет цена потери доверия со стороны членов этих советов, повторю, авторитетных специалистов, к вертикали президентской власти. Учитывая тот факт, что мнение этих специалистов пользуется большим уважением во всех отраслях промышленности, можно представить масштаб недоверия.
Техническое регулирование — это набор инструментов, принуждающих производителя изготавливать продукцию определенного качества. Если конечный продукт плохого качества, значит и инструменты тоже плохие.
Другой пример — низкое качество наших дорог. Причина, на мой взгляд, простая — у нас отсутствует система эксплуатации дорог. В принципе, кто-то должен отвечать за жизненный цикл дорог, ведь это позволит решить многие проблемы: пусть эта организация замазывает трещины и заделывает ямы в асфальте, не доводя то того момента, когда в них будут проваливаться грузовые фуры, а также предъявляет иски тем владельцам авто, которые любят ездить по тротуарам. И всё встанет на свои места — дороги наши будут не хуже европейских, если не за 5, то за 10 лет точно.
Есть еще один нюанс. Сегодня в России очень сильна тенденция, когда техническое регулирование используется в конкуренции. Этот механизм работает во всем мире, но у нас он особенный. Посмотрите, как получается.
Производители цемента идут в Правительство РФ и говорят, что цемент на рынке должен соответствовать определенным показателям. А кто там знает, какой цемент нужен потребителям? Правительство не спрашивает потребителей (заводы ЖБИ) и, как правило, идет навстречу производителям. Наши заводы тоже пытаются изобрести свои механизмы, как правило, уже на региональном уровне. Вопрос можно было бы отрегулировать посредством привлечения общественных объединений (объединений потребителей), но у нас такой практики нет. Считаю, необходимо смелее делегировать права общественным объединениям.
— Ситуация в стройиндустрии не может рассматриваться в отрыве от страны в целом. Как Вы оцениваете перспективы развития в этом контексте?
— Нетрудно заметить ряд факторов, которые тормозят реализацию потенциала отечественной экономики. Самым значимым фактором, тормозящим развитие страны, является суперцентрализация экономики. Она сегодня намного больше, чем в Советском Союзе. Если тогда централизация имела хоть какую-то логику, то сегодня приходится констатировать иррациональность и тотальное зарегулирование. Негативное влияние этого фактора на экономику будет нарастать, если мы срочно не проведем децентрализацию, начав, например, с логистической системы.
Сегодня Москва стала самой крупной перевалочной базой страны (а может, и Европы), как для пассажирских перевозок, так и для грузовых. Любые грузы, поступающие в морские и авиационные порты России, сначала доставляются в Москву и перерабатываются там, только потом отправляются далее, по адресам. Также и пассажиры: чтобы из Волгограда попасть в Пермь, они должны лететь с пересадкой в Москве. Даже дорожная сеть регионов в европейской части страны развивается с ориентиром — на московскую перевалку грузов и пересадку пассажиров. Поэтому сегодня Москва уже задыхается от транзита грузов и пассажиров. Московские власти, в итоге, вынуждены ввести ограничение для большегрузов. Но куда деваться большим фурам, если им нужно получить груз на центральной перевалочной базе страны?
Такое положение вещей ставит перед Москвой еще одну серьезную проблему — кадровую: на перевалочной базе востребованы грузчики, дворники, водители, крановщики и т. д. При продолжении такого сценария развития Москва со временем потеряет роль мозгового центра страны. И если не предпринять экстренных мер, именно Москва станет пробкой в экономике страны.
В некоторых случаях для разгрузки московского транспортного узла не требуется крупных вложений, например: переориентация международных пассажирских потоков через олимпийский аэропорт «Сочи» и аналогичный аэропорт в Казани, перевалка грузопотоков через крупнейший грузовой аэропорт страны в Ульяновске, увеличение пассажиро- и грузопотоков по меридиональной железнодорожной линии «Астрахань — Ульяновск — Бугульма — Ижевск — Пермь». На мой взгляд, необходимо изыскать средства для строительства больших автомобильных и железнодорожных транспортных коридоров: «Санкт Петербург — Тюмень» и далее, на восток, с выходом на БАМ и «Новороссийск — Саратов», и далее — на Урал.
Без этих решений транспортная логистика задушит экономику страны.
Второй фактор — работа с информацией. Очень сложно разобраться в том потоке информации, которую нам сегодня доставляют. Люди старшего поколения, владея серьезной базой технологических знаний, как правило, физически не могут переварить тот поток рекламной информации, который нас буквально захлестнул, к тому же в основном это реклама плохого качества. Лично я только по электронной почте получаю до 300–500 писем в сутки, в основном рекламный материал, который я, разумеется, напрямую отправляю в корзину (или помечаю как spam). Молодое поколение, владея навыками работы в виртуальном пространстве, но не в технологической подготовке, не могут отличить spam от полезной информации. Вот и летит вся поступившая информация в мусорную корзину. Однако, на первый взгляд, безобидное явление порождает элемент безответственности: очень часто руководители предприятий не получают вовремя необходимой информации именно потому, что помощники отправляют ее в корзину, решив, что это spam. Разумеется, такое положение в моральном виде отпускает грехи и руководителям: «Не получил информацию, не за что отвечать!» Это очень опасная тенденция, поэтому мы собираемся работать в режиме электронного правительства, а финансовые операции перевести в электронный оборот. Информационное пространство должно подчиняться единому правилу: «Чем больше свободы, тем больше ответственности!!» — и для министра, и для директора завода, и для журналиста, и даже для домохозяйки, и служить оно должно одной цели — повышению уровня жизни граждан страны.
Третий фактор — нетерпимость к чужому мнению и критике в обществе. Посмотрите различные ток-шоу на телевидении: там, как правило, все участники нарушают элементарные правила этикета по ведению диалога — не слушают друг друга, переходя на крик, перебивают говорящего и т. д. Печально то, что это зеркальное отражение нашего общества. Неумение выслушать оппонента и проанализировать его высказывания может стать серьезной проблемой для делового сообщества, причиной разобщения партнеров, а если еще высказывать и критические замечания, то можно стать и врагом. Так как это явление распространено не только в отношениях чиновников с представителями бизнеса, но еще больше в отношениях между лидерами бизнеса, необходимо прилагать усилия для объединения, активизации работы общественных институтов. Иначе атмосфера нетерпимости будет тормозить развитие нашего общества.
И, наконец, назову еще один фактор — так называемые экономически обоснованные тарифы и процентные ставки по банковским кредитам. Отмечу, что экономическое обоснование любого проекта — это процедура, в которой происходит состязание по уровню квалификации между разработчиком и проверяющим. Но в нашей стране (как и всё остальное, что делается в нашей стране) это состязание имеет свои особенности. Обыски и аресты, которые мы наблюдаем в последние месяцы, показывают, что у нас и здесь есть своя специфика — больше похоже на сговор между разработчиками и проверяющими. Между тем, многие представители делового сообщества не только признают это явление как фактор, тормозящий развитие экономики, но и считают главной причиной масштабной инфляции.
Беседовал Алексей БОГДАНОВ
Автор: Алексей БОГДАНОВ Дата: 20.06.2013 Журнал Стройпрофиль 108 Рубрика: строительный комплекс Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |