Ландшафтно-архитектурное оформление кольцевой автодороги Санкт-Петербурга
Когда два года назад начали проектировать, а затем строить кольцевую автодорогу вокруг Санкт-Петербурга, решено было обратиться именно к европейскому опыту строительства автодорог. К настоящему времени из общей протяженности в 141,5 км уже построен северный участок кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга длиной 23,5 км. В настоящее время проектируется и строится очень важная часть магистрали от Московского до Приозерского направления — так называемое восточное полукольцо КАД общей длиной 42,5 км. Перед началом строительства этого участка решено было разработать архитектурно-ландшафтную концепцию кольцевой автодороги и привлечь для этого зарубежных, а именно финских специалистов, имеющих определенный опыт такого проектирования. Во второй половине 2001 г. финская фирма LT Consultant разработала концепцию, а несколько позже специализированная мастерская № 9 ОАО «ЛенНИИпроект» выпустила инженерный проект ландшафтного оформления восточного полукольца КАД, где были конкретизированы и развиты идеи этой финской концепции. Современные требования к автодорогам таковы: дорога должна быть безопасной, скоростной, удобной в ориентировании и красивой. То есть поездка по ней должна быть комфортной и приносящей эстетическое удовольствие. Концепция ландшафтно-архитектурного оформления всецело подчинена этим требованиям. Необходимо отметить, что проектированием КАД занимаются несколько десятков специализированных организаций как Санкт-Петербурга, так и других городов России, поскольку это сложнейшее инженерное сооружение, включающее в себя мосты, в том числе огромный неразводной мост через Неву, эстакады, развязки и целую инфраструктуру обслуживающих элементов (АЗС и т. п.). Ландшафтно-архитектурный раздел является лишь малой частью огромного проектного материала. Хотелось бы подробнее остановиться на особенности проектирования данного раздела КАД вокруг Санкт-Петербурга. Восточное полукольцо проходит, как уже говорилось, от шоссе «Россия» (т. е. Московского направления) до Приозерского направления и включает в себя несколько мостов, в т. ч. через Неву, Охту, Оккервиль, Муринский ручей, 13 транспортных развязок, эстакады, насыпи, съезды. Будущая кольцевая дорога проходит в разных своих частях через территорию Санкт-Петербур-га и Ленинградской области, поэтому окружающие пейзажи весьма разнообразны. Большая часть восточного полуколь-ца расположена обособленно от городской структуры и красивых ландшафтов, за исключением, пожалуй, пересечения с реками, ручьями и оврагами. Пейзаж вдоль будущей кольцевой — это, в основном, равнинные поля и луга, частично занятые большими массивами кустарника, иногда тополевыми перелесками. Там, где трасса проходит через лесные участки (Ржевский лесопарк), состав окружающей растительности — это, в основном, молодые влажные березняки и ольшаники. Исходя из всего этого в ландшафтно-архитектурном проекте разработаны предложения по созданию с помощью определенных приемов высокоэстетичной ландшафтной среды вдоль КАД, используя общеевропейский опыт. Предполагается, что в силу определенной скупости существующих ландшафтов сама кольцевая дорога как достаточно выразительное инженерное сооружение может улучшить безликий ландшафт городских окраин за счет того, что фасады протяженных эстакад как бы образуют урбанизированную «городскую стену нашего века». Основные положения концепции ландшафтно-архитектурного оформления КАД следующие: • создание на открытых участках трассы и развязках, проходящих на открытой местности, обширных посадок деревьев с выделением двух основных пород: «дерева КАДа», встречающего транспорт, идущий из города, и «дерева города», встречающего подъезжающих к городу автомобилистов; • разбивка автомагистрали, в соответствии с европейской практикой, на градостроительные группы качества и привлечение для различных участков КАД архитектурных средств, соответствующих присвоенным им категориям; • объединение всех элементов обустройства КАД на каждом участке трассы с помощью определенного цвета, с постепенным изменением предлагаемой окраски от «теплых» тонов к «холодным» по мере продвижения с юга на север; • создание на главных развязках, отнесенных к высшей категории качества, архитектурно-ландшафтных композиций, подчеркивающих их значение в структуре ландшафта (ворота, пирамиды, инсталляции из крупных валунов или металлических конструкции, водоемы и т. п.). КАД местами обрамляется массивными регулярными посадками. Регулярные посадки деревьев предназначены для того, чтобы закрыть панораму ландшафтно невыигрышных зон (промзона, шламовый бассейн, свиноферма и т. п.). Регулярные посадки деревьев оптически подчеркивают наиболее ярко выраженные изогнутые участки трассы. Посадки также смягчают сильное влияние КАД на окружающий ландшафт при взгляде с внешней стороны. Древесными посадками также подчеркивается ряд важных мест, расположенных перпендикулярно линии дороги. К таким относятся проходящие ниже уровня КАД русла речек и ручьев, выделяющихся на фоне окружающего пейзажа. Стремясь сохранить нетронутые открывающиеся с дороги кое-где красивые панорамы, посадка вдоль дороги не производится. Учитывая, что ландшафтные композиции воспринимаются на большой скорости (около 120 км/час), им придаются укрупненные и разнообразные формы не только в плане, но и в объемно-пространственных решениях. Для этого используется богатая видовая палитра — 11 пород деревьев и 7 разновидностей кустарников. Ассортимент пород подобран таким образом, чтобы подчеркнуть основную идею концепции «дерево города — дерево КАД» и обеспечить переход цветовой гаммы всех элементов КАД от «теплых» к «холодным» тонам. Следует отметить, что практически эту часть концепции довольно сложно выявить чисто ландшафтными средствами. Это положение наиболее полно отражено в развязках № 7, 10 и 14 как наиболее важных узлах восточного полукольца. В зонах эстакад, где это возможно, высаживаются крупные деревья на уровне земли, чтобы дополнить и смягчить техногенные решения. Для пандусов — съездов с дороги — предлагаются свои основные породы деревьев, которые облегчают ориентирование на дороге и дают эффект «оптического управления». Кроме «знаковых деревьев», в зонах развязок применяется индивидуальное для каждой развязки решение в виде дополнительных пород. На открытых участках КАД крупномасштабный ландшафт решается через массивные рядовые посадки деревьев. К таким участкам относятся поля, луга, а также развязки на открытой местности. На участках развязок внутри пандусов высаживаются дополнительные посадки других пород (помимо «дерева города» — «дерева КАД»). На закрытых лесных участках предполагается минимизировать вырубку существующих насаждений, бережно обращаться с лесными опушками вдоль трассы, высаживать небольшие группы деревьев или крупного кустарника. «Деревом КАД» выбрана береза пушистая, «деревьями города» — другие породы. Так для южной, Московской развязки, — дуб черешчатый; для восточной, Мурманской, — ива белая; для северной, Приозерской, — лиственница сибирская. Все эти породы наиболее отвечают цветовой концепции. Все элементы дороги, как было отмечено выше, делятся на 4 группы качества: • к I группе относится переход через реку Неву как наиболее важное кульминационное место речного пейзажа с вантовым неразводным мостом; • класс качества II — крупные транспортные развязки на въездах в город — № 14 северная (Приозерская), № 10 восточная (Мурманская), № 7 южная (Московская). • к III классу — переход через р. Охта и подъездные дороги как важные транспортные узлы; • класс качества IV — обычная окружающая среда. В качестве наиболее интересных предложений остановимся на ландшафтно-архитектурных решениях развязок № 7, 10 и 14, относящихся к наиболее высокой, II категории качества. Так, южная, Московская развязка (№ 7), выбрана для наиболее значительного ландшафтного произведения искусства. Это продиктовано ее ролью как важнейшего узла на въезде в Санкт-Петербург. Темой произведения искусства является 300-летняя история Санкт-Петербурга. Произведение состоит из трех конструкций, символизирующих три века строительной культуры. На вершины трех земляных холмов устанавливаются сооружения, аллегорически представляющие строительный стиль столетия. Цвет земляного кургана символизирует идейно-политический дух века. В инсталляции XVIII в. акцентируется зеленый (земляной курган с дерновыми склонами), в произведении XIX в. — черный (облицовка черным камнем), в произведении XX в. — красный (облицовка крошкой красного гранита). Строительные стили столетий (барокко XVIII в., классицизм XIX в. и период социализма XX в.) можно выразить в виде металлических силуэтных конструкций. Конструкции подсвечиваются в ночное время. На восточной (№ 10) и северной (№ 14) развязках выполняются более скромные ландшафтные произведения искусства. Природный камень в них в виде крупных валунов символизирует северный гранит, который применялся при строительстве Санкт-Петербурга, а также вызывает ассоциации с древними капищами Скандинавии. В соответствии с принятой концепцией в указанных развязках приняты различные цветовые решения. Так в южной (№ 7) — общая цветовая гамма близка к красной. Конструкции и ворота развязки — теплого красновато-коричневого цвета. Одерновка кургана и газоны внутри развязки выполнены растениями с красными цветами (клевер луговой). «Дерево города» — дуб решетчатый. Восточная (№ 10) развязка решается в белой гамме, здесь поверхность земли внутри развязок засеивается сортами растений с белыми цветами (амория ползучая). «Дерево города» — ива белая, кустарник — снежноягодник, обладающий белыми плодами. Северная (№ 14) развязка выполняется в синей гамме. Здесь поверхность земли засеивается сортами растений с синими цветами (фацелия пижмолистная). «Дерево города» — лиственница сибирская. По всем остальным развязкам также разработаны проекты озеленительных работ. Породами остальных развязок являются: клен остролистый, вяз шершавый, рябина обыкновенная, липа мелколистная и другие. Древесные насаждения выполняются в основном прямыми чередующимися рядами, количество рядов от одного до четырех, в зависимости от решения полностью или частично закрыть КАД или вид с нее. Расстояние между деревьями составляет в среднем 7—8 м. Остальные посадки выполняются с шагом согласно проекту. Архитектурное и цветовое решение шумозащитных экранов по возможности согласуется с регулярными посадками деревьев и кустарников.
Автор: В. Н. ПАЩЕНКО, ГАП архитектурной мастерской № 9 ОАО «ЛенНИИпроект» Дата: 12.11.2002 Журнал Стройпрофиль №7 Рубрика: *** Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной. |