02.02.2010
Будущее горнолыжного спорта России строится сегодня
Перед началом Олимпиады в Ванкувере ВЦИОМ организовал опрос россиян на тему их ожиданий от этого спортивного события. Оказалось, что, по мнению большинства населения, самые высокие шансы на победу наши спортсмены имеют в фигурном катании. Так думает 48% респондентов. А вот наименьшие надежды жители страны возлагают на горнолыжный спорт: только 1% россиян прогнозирует победу в этом виде соревнований .
Результаты опроса вполне закономерны. За всю историю Белых олимпиад наши горнолыжники получили всего две медали (Евгения Сидорова в 1956 году и Светлана Гладышева в 1994 году). Между тем, в Ванкувере в данном виде спорта разыграют 10 комплектов наград – это одна из наиболее «весомых» олимпийских дисциплин.
«Скромные» результаты отечественных горнолыжников – следствие и отсутствия внимания к развитию этой дисциплины в СССР, и последствие нехватки соответствующей инфраструктуры. И если интерес к горным лыжам в современной России увеличился, то необходимых объектов до сих пор не хватает. «А ведь развитие горнолыжной инфраструктуры – не только спорт, но и туризм. Число людей, увлекающихся лыжами, в России стремительно растет, поэтому многие бизнесмены всерьез задумываются об инвестициях в этом направлении», – считает Сергей Чернышев, генеральный директор российского подразделения компании Ruukki.
Недавно компания Ruukki закончила проектирование и монтаж искусственного спуска длиной 108 м и шириной 45,7 м в рамках проекта по возведению горнолыжного гостинично-рекреационного курорта на реке Квань, недалеко от Калуги. Любопытно, что основанием искусственной «горы» станет пятиэтажное здание, в котором разместятся гостиница на 84 номера, прокат, рестораны, лобби-бар и комплекс СПА. В перспективе этот горнолыжный комплекс может стать базой для тренировок сноубордистов и прыгунов с трамплина, что подтвердил во время своего визита сюда председатель Национального олимпийского комитета России Леонид Тягачев.
Создание искусственных спусков из металлоконструкций существенно расширяет возможности для занятия горнолыжным спортом: в этом случае он больше не зависит от рельефа местности. Вместе с тем, такие искусственные сооружения требуют особенно тщательного проектирования с учетом всех видов нагрузки – к ветровой и снеговой добавляется сильная вибрация от действующих кресельных подъемников. «Мы сумели не только обеспечить необходимые качество и безопасность, но и благодаря современным технологиям существенно уменьшить металлоемкость. Поскольку для изготовления металлоконструкций использовались стальные сварные балки переменного сечения, удалось снизить общий вес с приблизительно 1000 тонн до 700, при гарантированном сохранении прочностных характеристик. Это позволило еще больше сократить время поставки и монтажа», – поясняет Леонид Лазуткин, директор по продажам российского подразделения компании Ruukki.
Если бороться с «плоским» характером местности строители уже научились, то с чиновниками – по-прежнему нет. При сооружении горнолыжных центров часто возникают проблемы, связанные с оформлением земли и наличием коммуникаций. Показателен пример с «Ашинским металлургическим заводом», который 6 лет согласовывал проект уральского горнолыжного центра и в итоге отказался от него из-за излишней бюрократии. Эксперты полагают, что объекты подобного назначения должны на практике продемонстрировать, что такое частно-государственное партнерство. Для бизнесменов – это возможность привлекать туристов, для государства – готовить спортсменов, повышать здоровье населения. В качестве примера такого партнерства можно назвать горнолыжную базу «Чиндирчеро» в Дагестане.
Ее инвестор взял на себя все расходы по созданию курорта, а государство профинансировало развитие инфраструктуры вокруг нее: здесь завершены работы по прокладке газопровода, заканчивается обустройство автомобильной дороги, решаются прочие вопросы. «Три года назад мы в вагончике выдавали лыжи отдыхающим. А сегодня здесь могут отдохнуть уже до 1000 человек, и мы в состоянии снабдить их необходимым инвентарем. Построили 3 жилых комплекса, намечается строительство еще 30 домиков», – отмечает гендиректор горнолыжной базы «Чиндирчеро» Нариман Рамазанов .
Новая база была создана в оперативные сроки благодаря применению быстровозводимых конструкций. В Дагестан компания Ruukki поставила серию быстровозводимых зданий из металлоконструкций, из которых построили гостиницу, административные помещения, склад и прокат.
В перспективе в России можно будет заниматься горнолыжным спортом не только на любой местности, но и в любое время года. Закрытые лыжные спуски есть во многих странах и уже появляются в нашей стране. Например, российский бизнесмен Алексей Фурсов объявил в прошлом году о запуске нового проекта – сети клубов для горнолыжников и сноубордистов Gornostay. Предполагается, что в стране будут построены искусственные горнолыжные спуски в закрытых помещениях. Первый из них уже действует в Санкт-Петербурге. В нем установлены два горнолыжных тренажера 6х12 м (стоимость каждого – около 100 тыс. евро), площадь помещения – 600 кв. м. Требования для таких клубов – высокие потолки и большая площадь (от 500 до 2000 и более кв. м). Крытые спуски могут стать перспективным «магнитом» для аудитории в крупных торговых и развлекательных центрах.
А еще именно подобные горнолыжные клубы и базы позволят нам в будущем побеждать на Олимпиадах и поверить в этот прекрасный и стремительный вид спорта.