Публикации »

Слово о воде

Слово о воде

 

Продолжение. Начало в №10,2012 г.

 

Вода. Как всё просто и знакомо каждому. Пить, мыться, плыть... Есть ли в воде нечто такое, чего мы не знаем, что может вызвать острый интерес, породить цепь каких-то новых и пока непредсказуемых событий?

 

О водном рынке

О том, что мировое сообщество испытывает с каждым годом все больший дефицит пресной воды, известно давно. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, международные конференции, которые проводились и проводятся под эгидой ООН. Вода — это жизнь. Ее нехватка — голод, смерть, болезни, невозможность достойного существования и осуществления любых экономических программ.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2003 год Международным годом пресной воды, чему послужили серьезнейшие проблемы, связанные с острой нехваткой на планете чистой воды.

Около 1,1 миллиарда человек не имеют достаточного доступа к безопасной питьевой воде. Свыше 2,2 миллиона человек, а большинство из них дети из развивающихся стран, каждый год умирают от болезней, связанных с дефицитом безопасной питьевой воды. Во многих регионах России и мира увеличивается дефицит качественной питьевой воды.

 

Карта уровня потребления воды различными странами

 

В последние годы все чаще вода рассматривается как источник продовольственной безопасности планеты. Всемирный день защиты окружающей среды уже давно проходит под лозунгом: «Вода — за нее страдают два миллиарда людей!». Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) подсчитала, что через 30 лет воды потребуется еще на 60% больше.

А между тем в ряде регионов мира — на юге Африки, в странах Африканского Рога, на Ближнем и Среднем Востоке — ситуация становится просто катастрофической. Поэтому даже не энергетика, а именно чистая вода стала главной проблемой мира XXI века, хотя общие ее запасы на земном шаре позволяют человечеству существовать вполне безбедно. Значит, дело просто в разумном ее накоплении, сбережении и перераспределении.

Сегодня формируется большой водный рынок, и существуют примеры расчетов передачи водных ресурсов из одной страны в другую. Например, в 80-е годы прошлого века американские компании затеяли проект по поставке воды арабам из Великих озер. Он был вполне реален. Но Великие озера принадлежат как США, так и Канаде. Поэтому проект запутался в межгосударственных претензиях, в спорах фирм двух государств. И возникшие противоречия пока не преодолены. Добавим, что американским танкерам придется преодолевать Атлантический океан, да и воды столь высокого качества, как в России, в США нет — положение нашей страны в этом смысле гораздо предпочтительнее.

Но какие бы трудности ни стояли на пути создания большого рынка, он непременно будет сформирован. Учитывая уже сложившуюся ситуацию в мире, это является просто исторической необходимостью. И тот, кто раньше придет на этот рынок и «застолбит» свой участок, тот и получит наибольшие прибыли.

По имеющимся прогнозам, прибыли тут будут значительно выше, чем при продаже нефти и газа. Да еще стоит учесть, что запасы полезных ископаемых исчерпываются, а мы ведем речь о возобновляющихся природных источниках. И кто не успел к ним своевременно, тот, как говорится, опоздал. Не случайно в одном из своих выступлений бывший премьер РФ М. М. Касьянов заметил, что Россия могла бы направлять воду в Африку танкерами... Такие обсуждения давно ведутся как в международных политических, так и экономических кругах разных стран и СМИ. И Россия может осуществлять такие поставки, поскольку запасы пресной воды в стране огромны — они составляют треть от общемировых. Это наше гигантское национальное богатство.

Нет сомнений, что на наших глазах вода становится товаром, но стоимость ее окончательно определит только рынок. Пока в основном сформировался лишь рынок, который можно условно назвать малым. Малый рынок сегодня обусловлен тем, что в перестроечные годы прекратилось развитие гидроэнергетики и гидромелиорации. Специалисты оказались без заказов, а значит без работы и без зарплаты. Ничего не было построено. А ведь к этому моменту гидротехнологии вплотную подходили к главному, что обеспечивало благополучие России, — межбассейновому использованию водных ресурсов. Эта идея была загублена на корню. Можно сказать, что этими двумя факторами — общегосударственной бесхозяйственностью и отсутствием прогресса в гидротехнике — и объясняются те трудности в водоснабжении, которые все более начинают испытывать многие российские регионы и города. Хотя, по воле обстоятельств, к прошлому приходится возвращаться. Так, в частности, разрабатывается чрезвычайно выгодный для России проект «Иртыш — Казахстан».

Сейчас в любом магазине или киоске вы можете приобрести бутилированную питьевую воду. Такая торговля в зарубежных странах появилась гораздо раньше. Множество конкурирующих фирм готово поставлять воду куда угодно. В том числе и в африканские страны. Но она доступна лишь состоятельным людям, и никаких общенациональных проблем решить не может. Обратите внимание на цены: литр питьевой воды стоит гораздо дороже литра нефти.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% жителей Европы вообще не имеют доступа к воде, которая могла бы считаться питьевой. Ею располагают только Скандинавия и регионы, прилегающие к Альпам. А в остальной Европе нормальная вода — редкость. Но следует учесть, что тут свои традиции и сложилась даже привычка к плохой воде. Поэтому руководители некоторых европейских государств продолжают утверждать, что с водой у них вроде бы все в порядке. Но мы убеждены, что питьевую воду им все-таки придется закупать. Разумеется, в России.

И всё же перспективы тут туманны. В перестроечные и последующие годы мы предлагали многим бизнесменам заняться перевозкой воды в больших объемах. Все они обладали необходимым капиталом, но наши предложения вызвали с их стороны только настороженность. Никто не оспаривал наших технологических идей и расчетов. Но отчетливо читалась мысль: «Если все так просто, то почему об этом никто раньше не догадался? Сомнительно, страшновато...». Можно вспомнить, что еще американский президент Джон Кеннеди неоднократно сетовал на косность бизнесменов, на то, что они не понимают собственной выгоды и, когда им предлагают принять участие в решении общенациональных проблем, они попросту скисают. Остается ждать появления нового поколения российских бизнесменов, которые будут более образованными, понимающими и энергичными.

Можно, конечно, надеяться, что и государственные чиновники водного хозяйства проникнутся нашими идеями о целесообразности развития большого рынка воды. В течение последних 20 лет мы давали свои предложения в различные инстанции государственных водных органов. В настоящее время, с2009 г., реализуется «Водная стратегия РФ до 2020 года». Выполняются также работы по программе Единой России «Чистая вода». В апреле сего года утверждена Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса РФ в 2012–2020 годах». Также во многих субъектах РФ реализуются региональные экологические и водохозяйственные программы. Основные средства этих программ направляются на технологии водоподготовки и водоотведения, т. е. на то, чем занимаются водоканалы всегда. Наши попытки попасть в какую-либо государственную программу не увенчались успехом.

 

О перспективах водопользования в Северо-Западном регионе

По нашему убеждению, Петербург и Ленобласть имеют исключительный шанс стать одним из главных деятелей или, как нынче говорят, игроков на возникающем всемирном большом рынке воды.

Действительно, наш город на протяжении долгого времени формировался как один из мировых центров гидротехники и гидрологии. ВНИИГ, Гидропроект, Гидрологический институт, Институт озероведения... Начнешь перечислять — не остановишься. Пусть простят нас коллеги, но перечисление научно-исследовательских и проектных организаций или конструкторских бюро, а также их работ и заслуг заняло бы больше места, чем сама статья. По той же причине мы не можем в данном случае перечислить имена представителей питерского профессорского корпуса — замечательных специалистов, которые знают о воде, о реках и озерах буквально все. Это не только гидрологи, но и биологи, физики, химики, медики. У нас десятки организаций, которые обладают всемирным авторитетом и славой, поскольку по их основаниям и проектам построены и успешно работают сотни современных гидротехнических сооружений во многих странах мира. Необходимо отметить, что наш город является и крупным центром судостроения. Поэтому создание специального танкерного флота для перевозки воды, с технической точки зрения, не является проблемой.

Под эгидой Союза водопользователей России в Петербурге при Институте комплексного использования и охраны водных ресурсов сформировалась инициативная группа, состоящая из гидрологов, проектировщиков, инженеров и других специалистов. Мы предложили программу, которую утвердил Российский союз водопользователей. По ней и работаем, анализируя обстановку с водопользованием в мире и в нашей стране, и разрабатываем на общественных началах различные рекомендации и проекты.

Мы живем на берегах уникального и огромного источника пресной воды — Ладожского озера. Надо представлять себе масштабы Ладоги. В ней 900 куб. км пресной воды, ежегодный сток Невы — около 80 куб. км. В 1980-е годы десятками научно-исследовательских и проектных институтов Академии наук и Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР была обоснована экологическая возможность изъятия 20% стока бассейна Невы и направления их в Волгу. Возможно, это была завышенная оценка. Однако танкерами из Ладожского и Онежского озер по Волго-Балту можно перевезти не более нескольких сотых процента стока Невы.

В Ладогу впадает немало рек и речушек, которые несут отходы промышленного производства и деятельности человека. Но биологи хорошо знают, что в устьях таких рек образуется биологический барьер, состоящий из колоний микроорганизмов, которые перерабатывают всю органику. Это очень крепкая и надежная биологическая защита. Поэтому в центральной части Ладога вполне здорова, а вода ее, как и прежде, великолепна.

Приведем малоизвестный факт: в северной части Ладоги, в ее водяной толще, существуют гигантские линзы, состоящие из особо чистой, уникальной по своим характеристикам воды. Природа их изучена не до конца. Высказывается предположение, что это обусловлено подпиткой озера подземными водами. Но линзы существуют стабильно, иногда несколько изменяясь в объеме, но практически не смешиваясь с донными и поверхностными слоями воды.

Идея нашего регионального проекта состоит в том, чтобы обеспечить поставку этой особо чистой воды непосредственно на городские предприятия, занимающиеся производством различных алкогольных и безалкогольных напитков, соков и другой водоемкой пищевой продукции. Ладога давно нуждается в рекламе, разумеется, самой добросовестной. И вода из ладожских линз могла бы стать могучим брендом для пищевой промышленности Ленобласти и Санкт-Петербурга.

 

(Продолжение следует)

 

В. А. Камбуров, директор ООО «Институт комплексного

 использования и охраны водных ресурсов»,

официальный представитель Союза водопользователей

России в Санкт-Петербурге и Ленинградской области;

Т. М. Потапова, к. х. н., доцент,

В. Л. Трушевский, к. т. н., доцент,

факультет географии и геоэкологии

Санкт-Петербургского государственного

университета (СПбГУ)

Автор: В. А. Камбуров
Дата: 22.11.2012
Журнал Стройпрофиль 102
Рубрика: теплоснабжение. жкх. отопительные системы

Внимание: Публикация является архивной и на текущий момент может быть не достоверной.




«« назад